Rambler's Top100
Четверг - 25.04.2024 - 05:48:24 * За`rowing` тесь! *
.:: ::.
На главную| rowing-az
Fair Play
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Пути развития спортивной тренировки
Пути развития спортивной тренировки
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:48:48 | Сообщение # 1
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
Пути развития спортивной тренировки. (Тренер тренеру).
Павел Гойхман, заслуженный тренер СССР по легкой атлетике

Как исторически возникла и изменялась тренировка

Кратко остановимся на особенностях истории развития спортивной тренировки.
Дело в том, что спорт сегодня стал важным социальным явлением, частью общей культуры, и поэтому важно понять, какое он получит дальнейшее развитие. Нагрузки неимоверно возросли, и надо наметить пути работы в этих обновляющихся условиях.
Интересно проследить, в чем историческая эволюция тренировки?
Тренировка - это психо-физический процесс, который воздействует на человека ходом особых условий мышления и специальной системой упражнений.
Тренировка ведет свое начало с очень древних времен. Она имела разные формы танца, повторения символических движений /охотника, воина, животных и т.д./
Конечно, неоднократное выполнение метания копья человеком тогда не понималось как тренировка в сегодняшнем ее значении.
Первоначально основной целью упражнений была необходимость успешной охоты, совершенствование в военном деле. В этот период не было никаких научных и специальных систем, кроме непосредственного практического опыта. А опыт практики показывал, что повторные движения позволяют с каждым разом улучшать выполнение, расширять возможности действия. Все последующие изменения средств, методов и системы тренировки в целом исторически складывались из условий существования человека и его жизненых задач. Очевидно, впервые тренировка, как осознанный специальный процесс преднамеренного влияния физических упражнений на организм человека, появилась в различных восточных культурах более 4 000 лет назад.
Она находит свое яркое выражение в многочисленных древних учениях. Вот тогда и начали формироваться первые основы знаний о специальных системах подготовки в виде взаимосвязанных групп упражнений. Они служили целям оздоровления и совершенствования духовных и физических качеств.
Опыт и знания передавались и дополнялись из поколения в поколение.
Азиатская культура создала разные системы тренировочных упражнений для единоборств, с очень древними традициями. Особенно серьезное распространение получили виды оригинальной духовной и физической подготовки в Японии, Китае, Индии. Чаще они предназначались для обучения приемам защиты и нападения.
В европейской культуре особенно много было создано в древней Греции и Риме. Там существовали, если так можно сказать, научно обоснованные системы тренировки с большим количеством разных упражнений для подготовки гармоничного гражданина и совершенного солдата.
В Риме появляются первые тренировочные школы для подготовки гладиаторов.
В Греции стали проводиться первые в истории человечества спортивные Олимпийские игры.
Можно считать их спортивными, т.к. предварительно имели место продуманные тренировки для подготовки к соревнованиям в таких естественных видах упражнений как бег, прыжки, метание, борьба. Другая сторона, типичная для спорта, - разыгрывались призовые места и награды в виде лаврового венка, на родине победителя устанавливался его бюст.
Уже в недалеком европейском прошлом, в конце 1870-х годов, характерно создание на передовом научном уровне, массовых - Шведской, Немецкой и Чешско-сокольской гимнастических, спортивных тренировочных систем.
Они успешно служили целям массовой физической подготовки, как для народа, так и для солдат.
В период после 1900 года среди населения самых разных стран широко распространяются специальные системы индивидуальной гимнастики. Например, очень известной была тренировка по системе Мюллера. Оздоровительная тренировка в клубах оказалась в большей мере направлена на улучшение мышечных форм и физического состояния.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:52:36 | Сообщение # 2
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 1)
Пути развития спортивной тренировки

Появление спортивных соревнований привело к регистрации /сперва в Англии/ первых рекордов в легкой атлетике. В этой связи можно условно считать, что настоящая спортивная тренировка начала свой путь приблизительно 120 лет назад.
Характерным для тренировок в начале эпохи развития является то, что занимающийся затрачивал очень мало материальных средств.
Сегодня, в период двигательного «голодания» /наличие транспорта, малые физические нагрузки/ возникла массовая необходимость занятий спортом, а это стоит денег из семейного бюджета. Расходы есть на всех уровнях при самостоятельных занятиях с целью оздоровления.
Теперь приходится платить даже косвенно необходимым временем, а время –деньги! Платить надо за многое, конкретно - за обувь, одежду, инвентарь, прокат, восстановительные мероприятия, витамины и другую фармакологию, за вход в тренажерный зал, в бассейн и т.д.
Подготовка спортсмена мирового уровня в одном сезоне стоит более десяти тысяч долларов. А подготовка начинающего спортсмена до высшего мастерства обходится намного дороже. Отсюда понятно, сколько «стоят» рекорды и необходимые для них спортивные тренировки – и это не считая огромного, многолетнего самоотверженного труда самого спортсмена и группы людей, его обслуживающих.
Такова теперь материальная и психо-физическая цена спортивной тренировки даже для тех, кто хочет сохранить свой организм в работоспособном состоянии на многие годы.
Вернемся к тому, как все исторически развивалось.
В период с 1920 года оздоровительные клубы изменяются, они преобразуются в клубы атлетической гимнастики, клубы культуристов. Уже тогда резко возростает количество применяемых спортсмеными препаратов для увеличения мышечного объема.
Возникает культ тела, проводятся мировые конкурсы, где раздают медали, лучшие получают различные поощерения, в том числе и материальные.
Происходит смена цели спортивной тренировки – все для высшего достижения!
Реклама идей культуризма во всем мире формируют в головах тренеров идею, что больший мышечный массив дает преимущества! Тренировка понимается в основном только в двух измерениях - развитие силы и увеличение обьемов нагрузок. Подобный взгляд, в частности на первостепенную роль объема мышечного поперечника, есть и в некоторых научных работах по физиологии. Важность увеличения мышечного объема присутствует, к сожалению, и сегодня в современной спортивной тренировке.
По мере развития спорта главными для тренировок становятся различные виды отягощений. Штанга, заимствованная из тяжелой атлетики, выступает как основное средство в легкой атлетике. Мало кто хочет уйти от стандарта безграничной накачки силы, причем не задумываясь о том, что такие упражнения с тяжестями совсем не естественны для человеческого организма.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:53:45 | Сообщение # 3
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 2)
Пути развития спортивной тренировки

Интересно, что мысли о важности развития силы штангой подогревались фактами – без анализа причин. Например, были случаи, когда некоторые штангисты малой весовой категории могли с очень короткого разбега прыгать через планку высотой 2 метра 05 сантиметров. Это как бы подтверждало роль их силы. Мгновенно делались выводы о необходимости использования штанги в тренировках. И тогда прыгуны упорно приседали, увеличивая вес штанги на своих плечах. Наконец, они пришли к выводу, что увеличение веса штанги не приводит к ожидаемым результатам в прыжках!
Оказывается, понятие «сила» в разных видах спорта не одинаково! Штангисту и прыгуну нужны совсем разные силовые характеристики. Нужна совсем другая «сила»! Нужны другие средства и методы!
Развитие необходимой легкоатлету силы осуществляется не только методом постепенного повышения веса и количества повторений, а, прежде всего, методом различных (в том числе и прыжковых) темповых и скоростных движений с постоянно меняющейся амплитудой. Наш взгляд заключается в том, что целесообразно развивать силу только до оптимальной границы.
Пройден огромный путь в области переноса в легкую атлетику тренировочных методик культуристов и штангистов. Опыт практики, как живое доказательство, показал негативное влияние такого пути на здоровье спортсменов, на снижение их тренировочных и соревновательных возможностей. Как главное средство в развитии силы, при недостаточной грамотности и перегрузках, именно упражнения со штангой увеличивают количество травм позвоночника, суставов и мышц. К моменту достижения спортсменом высоких результатов штанга часто приводила к хроническим травмам, к необратимым заболеваниям костно-связочного аппарата. Это ограничивало тренировочные и соревновательные возможности в главный период спортивной карьеры.
Можно считать, что нагрузки со штангой методически «стареют» со всеми вытекающими последствиями,- все старое теряет с годами силу своего влияния. Штанга, как распространенное средство спортивной тренировки, существует давно, но мало что изменилось в ее применении. Поэтому, естественно, у многих тренеров появилось желание освободиться от тренировочных нагрузок со штангой.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:55:13 | Сообщение # 4
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 3)
Пути развития спортивной тренировки

Влияние соревнований, медалей и рекордов

Как показал опыт истории, с введением в Спорт многочисленных соревнований быстро растет стремление к первенству, к рекорду, что изменяет смысл системы физических и психологических нагрузок.
Последние десятилетия сделан огромный скачек в сторону от традиционных методов и средств массовой физической подготовки.
Смыслом спортивных тренировок становяться тяжелые, ежедневные, многолетние нагрузки.
Главной задачей стало достижение предельных результатов и получение наград. Подсчитываются командные очки, призовые места и количество получаемых золотых медалей.
В крупнейших соревнованиях участвуют до 40 – 50 стран, а на Олимпиадах их количество уже близко к двухстам! Есть государства - лидеры по «сбору» медалей, где субсидируется подготовка и развитие именно рекордного спорта. Очень возросла ответственность спортсмена и тренера. Тревожное ожидание итогов ежедневной многолетней работы развивает у них так называемый «невроз ожидания». С другой стороны, свой отпечаток на психику и поведение спортсмена накладывает влияние болельщиков и прессы.
В последний период началась массовая погоня не за медалями и рекордами, а за коммерческими поощерениями и привелегиями, которые они приносят. Стадионы во время международных соревнований демонстративно «украшены» столами с кирпичами золота для тех, кто достигнет первенства.
Теперь главной мотивацией стал бизнес, а не Олимпийские идеи Кубертена о участии и соперничестве равных в спортивной борьбе. Наоборот, одни тренеры и спортсмены имеют все условия и неограниченные материальные средства для осуществления плана подготовки, а у других этой возможности нет.
На уровне серьезного спортивного бизнеса армия специалистов беспрерывно занимается разработками специальной одежды, производством все более совершенного инвентаря и оборудования. Современный спорт существует как огромный и официальный бизнес, его обслуживает не только богатейшая и разностороняя мировая спортивная индустрия, но и разные отрасли науки. Создано множество специальных экспериментальных врачебных и фармакологических лабораторий. Но далеко не все спортсмены могут пользоваться их услугами. Где же тут равные условия для конкуренции тренерских школ и тренирующихся в них спортсменов? Теперь в большей мере это «война лабораторий», а не тренерских умов! Часто, начиная одно, получаешь в итоге совсем другое!
Исказился смысл физических нагрузок, они связаны с фармакологией и полностью зависят от нее. Лучшее и более удачное обеспечение фармакологической подготовкой приносит лучшее место. Пути тренировки стали секретными, они скрываются как индивидуально, так и в государственном масштабе. Происходящее диктует условия, далекие от истинного Олимпизма.
В этой ситуации интересно вспомнить, что предсказывали классики о перерастании обычной физической, массовой тренировки в спортивную тренировку ради рекорда и призового места. На эту тему в специальном энциклопедическом словаре физкультуры (изд. 1929 года) сказано:
«... рекордомания вредна главным образом тем, что искажает смысл и значение физической культуры, как средства оздоровления, сужает интересы человека...».
Прошло примерно более 30 лет после грандиозного рывка в спорте на дорогу фармакологической подготовки. Чем характерна история перерастания обычной тренировки в спортивную, а, фактически в происходящей ситуации - гонку за лидером без правил?

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:56:33 | Сообщение # 5
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 4)
Пути развития спортивной тренировки

Наблюдается все более растущая тенденция, когда не только начинающая молодежь перестает стремиться в классические виды спорта, но некоторые чемпионы и другие спортсмены, имеющие высокие результаты, преждевременно уходят со спортивной арены. Но это взгляд со стороны, а на самом деле здесь много подводных течений.
Основные причины - огромное психологическое напряжение, нежелание окончательно подорвать свое здоровье и бессмысленность даже успешных тренировок. В мире большого бизнеса спортсмен, благодаря судейству, может оказаться на незаслуженно низком месте, без тех преимуществ, которые дала ему успешная тренировка.
Еще одна сторона, которая может свести на нет все успехи тренировки - это проверки на наличие допинга. Под видом якобы «объективного» допинг-контроля любой победитель стал уязвим, а так могут быть сведены на нет все труды тренера и спортсмена. Спортсмен становится игрушкой в чужих руках, его могут проверять на допинг в любом месте и в любое время. Это психологическое давление стоит ему много нервов. Поэтому, превосходя своих соперников в результатах, можно оказаться за бортом и, быть заклейменным как человек, « который принимает допинг». Такой мощный моральный удар, выводит из строя многих навсегда.
Дисквалификация позволяет убрать «мешающего» конкурента. За этим следует потеря нескольких лет без стартов, без необходимых тренировок. Получается бессмысленная трата средств и физических усилий спортсмена и тренера.
Но главное в том, что анти-допинговые и другие методы влияния на спортсмена часто находятся в руках лиц, заинтересованных в бизнесе и зависящих от него. Сам по себе допинг-тест теряет свой истинный смысл. Сегодня запрещены для использования более 10 000 препаратов. А это значит, что спортсмена можно уличить в чем угодно, даже если он просто воспользовался лекарством от обычного насморка. Естественно,что даже среди массы рядовых граждан можно уличить в применении «допинга» каждого. Такой букет «удовольствий» может выдержать не каждый.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 01:58:54 | Сообщение # 6
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 5)
Пути развития спортивной тренировки

Некоторые черты современной спортивной тенировки

Нашему организму в процессе природной эволюции заданы определенные двигательные параметры возможностей.
А в спорте современный тренер хочет изменить все созданное Природой всего за 5-8 лет тренировок! За такое мгновение для эволюции тренер и специалисты, пытаются вывести спортсмена на мировую арену.
Для непосредственной работы систем организма меняется все, что было уравновешено в обычном, повседневном существовании человека. В основном создается экстремальная ситуация, полная макро- и микро-стрессов. Опасность в тренировочных напряжениях часто приходит не оттуда, где ее ждут, а неприятности происходят там, где их совсем не готовы встретить. Надо так строить нагрузки, чтобы иметь зазор во времени, тогда есть возможность без ущерба уйти на другой, более рациональный путь.
Теперь, когда неимоверно выросли спортивные рекорды, обычной методики с педагогическими приемами воздействий, многим «не хватает». В последние десятилетия некоторые специалисты начали искать быстрые обходные дороги. Желания таких специалистов, спешащих выскочить на мировую арену, подгоняемые реалиями бизнеса, пошли, минуя педагогические принципы подготовки. Тренерам надо концентрировать свое мышление, чтобы найти разумные решения для улучшения путей в педагогической системе, а не надеяться на посторонюю помощь.
В последние десятилетия значительно ослабла роль педагогического поиска новых и лучших путей в методике тренировки. Свободное место для идей педагогической методики все больше занимают чужие методы, которые при ориентации на бизнес, превращают организм спортсмена, как бы в супермена.
Все новое надо принимать не без оглядки, а с мерами предосторожности.
Пересмотру взглядов подлежит отношение к фармакологической подготовке и другим нелегальным приемам. Сейчас в мире уже приступили к клонированию человека, и поэтому через науку становится возможным создавать любые «фокусы» с изменением способностей человека.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 02:00:39 | Сообщение # 7
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 6)
Пути развития спортивной тренировки

Снижение интереса к тренировкам в основных видах спорта

В прошедший период истории при заоблочном уровне современных рекордов, упал интерес к занятиям основным видами спорта.
Такая тенденция неудивительна, когда направление тренировки на фантастические рекорды стало единственным. Многим с самого начала понятно, что нет смысла бороться с лучшим в мире спортсменом, золотая медаль на всех одна. Например, после прыжка в длину (к 9 метрам) американца Бимона на Олимпиаде в 1968 году многие спортсмены ушли из этого вида легкой атлетики, а другие вообще не видели смысла начинать.
Выход из положения для массы молодежи был найден. Возникло множество самых разнообразных подвидов, созданных из основных видов спорта, появилось много интересных разновидностей тренировки, где нет главной задачи – установить рекорд. Среди массы молодежи тренирующихся в таких подвидах для большого спорта «потерялось» много талантливых спортсменов.
Активно занимают освободившееся пространство в основных видах спорта представители из стран так называемого «третьего мира». Тяжелые тренировки в спорте для них интересное, новое, а при невысоком социальном уровне жизни спорт подчас – единственный путь обеспечения семьи и проявления себя в обществе.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:44:08 | Сообщение # 8
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 7)
Пути развития спортивной тренировки

Разница подходов в спортивной тренировке

Одним из принципиальных вопросов в тренировке являются более эффективные и безопасные пути для развития силы. Тренеры и до сегодняшнего дня разделяются на два противоположных лагеря – одни все еще признают роль только штанги, а другие склонны использовать в основном тренажеры. Последние десятилетия доказали в практике, на примере многих чемпионов, что путь к успеху - не только в непосредственном увеличении мышечной массы и мышечного поперечника.
Практическая работа убедила меня в важность тренировки другим путем.
Нужно идти дорогой специально создаваемых упражнений и комплексных заданий из них. Цель – не только совершенствование и развитие мышц, а прежде всего, повышение функциональных возможностей всех систем организма.
В моей работе средством, заменившим штангу, стали различные тренажеры и тренажерные приспособления.
В большей мере используем тренажеры, нагружающие ноги, спину и мышечный корсет. Важное для методики нагрузок это построение тренировочного задания, как бы в соревновательной форме. Здесь есть свои конкретные особенности для осуществления рациональных приемов. Надо так организовывать задание из упражнений, чтобы была указана конечная цель, во времени, в умении координационно без ошибок сочетать разные формы движений или усилий.
У многих специалистов по легкой атлетике часто происходит неосознанный перенос в свою тренировку метода культуристов а, в частности, присутствует акцент на большое количество однообразных повторений.
Большое время в их в занятиях уделено на то, чтобы избирательно влиять на отдельные мышечные группы, а это приводит на высшей ступени мастерства к мало эффективным нагрузкам. Подобный подход не дает прямого эффекта в целостном упражнении.
Для улучшения тренировки необходимо создание особых конструкций тренажеров, чтобы стало возможно их использовать более целево, более рационально именно для легкой атлетики.
Многие видят в тренажерах на примере культуристов смысл в развитии только узкой, конкретной группы мышц.
Отсутствует понимание как с помощью тренажеров осуществлять задачи функциональной подготовки. Некоторые не видят в этом важного смысла, а другие считают подобное мало возможным. Отсюда и остаются в силе приемы, взятые у культуристов.
Сегодня функциональное влияние упражнений на тренажерах совсем не раскрыто для спортивной практики, за редким исключением ходьбы или бега по двигающейся ленте. Наше мнение, что с помощью тренажеров, успешная функциональная подготовка возможна! Для этого надо взаимосочетать нагрузки в тренажере с нагрузками в легкоатлетических упражнениях.
Мы за многие годы разработали специальную, оригинальную методику, иные по организации и содержанию тренировки.
Специализированный для легкоатлетов тренажерный зал был нами создан в Ленинграде в 1970 году.
Он состоял из трех самостоятельных линий разных тренажеров. Первая линия для силовой функциональной подготовки, вторая линия для обучения технике, третья линия для имитационных упражнений. Важно подчеркнуть, что создан не просто набор тренажеров, а каждая из линий решала свои задачи. Спортсмен выполнял задания последовательно, переходя от одного тренажера к другому.
Первая линия из пяти тренажеров позволяла примерно за 30 секунд довести пульс до 180 ударов в минуту. Вряд ли есть возможность без огромной траты энергии за такое короткое время создать аналогичные реакции в любом упражнении, даже в напряженном беге!

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:45:25 | Сообщение # 9
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 8)
Пути развития спортивной тренировки

Для усиления функционального воздействия важно осуществить нагрузки одновременно через разные движения, что резко меняет самостоятельную роль каждого из них.
В результате частого и бесперырывного чередования порций разного возникает , как бы генерация дополнительной энергии. В основе такой генерации, лежит именно резкая смена моментов воздействий напряжений!
Очевидно, создается более глубокое воздействие на молекулярном уровне. Подобной метод возможен как в одном тренажере, так и в их сочетании, когда очередной из них дает, свой контрастный эффект.
Каждый вид порции движений, а в целом всё упражнение, выполняемое вариативно в комплексе, образует свою внутренюю энергетику. Прирост энергетики обеспечивается умелым подбором сочетания напряжений, эмоциональным уровнем, частотой и плотностью предлагаемых влияний.
Такое педагогическое решение осуществляется во всех видах упражнений как основной прием и, прежде всего, в заданиях на тренажерах.
Предлагаемая комплексно – вариативная методика целесообразна, когда без пауз, в одном подходе, последовательно видоизменяются усилия, скорости или амплитуды. Благодаря такому приему фактически создается из коротких порций каждого вида движений как бы беспрерывный круг. Тогда в большей мере проявляется функциональное воздействие от предлагаемых напряжений.
При выполнении нагрузочного задания в одном тренажере, когда чередуются по характеру или форме разные порции движений, активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Очень эффективна получаемая нагрузка, когда спортсмен работает на нескольких снарядах /2-4/, сочетая один с другим. Такие встречные упражнения дают большие нагрузочные реакции.
Наконец, мы используем прием для соединения нагрузки на тренажере с одновременными нагрузками в целостных легкоатлетических видах (бег, прыжки, метания).
Важное практическое условие для успешного осуществления методики - чтобы тренажеры находились рядом с местом выполнения легкоатлетической работы (зал, манеж, стадион). Именно такое обстоятельство стало главным для получения тренирующего эффекта.
Мы не отрицаем все существующее в методах, а дополняем, с нашей точки, зрения более совершенным. Поэтому продолжаем использовать и некоторые традиционные методы нагрузок, что разнообразит общее воздействие на организм спортсмена.
В подтверждении эффективности вышесказанного можно привести факты из нашей практики, когда, совершенствуясь с годами, подобная структура тренировки, в частности в прыжках в высоту, позволила достичь высоких результатов у многих поколений.
Мы смогли подготовить разных спортсменов показавших высокие результаты: мировой рекорд, олимпийский чемпион, дважды европейские рекорды, группу рекордсменов и чемпионов СССР.
Лучшие результаты у мужчин были - 2.34 см, а у женщин – 1.98 см.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:47:45 | Сообщение # 10
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 9)
Пути развития спортивной тренировки

Начальный путь в спортивной тренировке

Предлагаю читателю свой практический опыт, но невозможно передать типичный для каждого специалиста тренерский характер, особую для каждого тренера манеру работы и ход мышления. Ход мышления индивидуален у каждого, он остается мало понятным, если ты даже сам эту работу видел. Тренер в силу своего восприятия и характера, все действия осуществляет «по–своему».
Из работы другого специалиста для себя необходимо учитывать, моменты организации и принципы действий, а не пытаться подражать в деталях.
Прежде всего, хочется рассказать о важном моменте начальной тренировки связанным с вопросом: как сохранить все естественное в движениях спортсмена.
Каждый человек с рождения, обладает мало заметными на глаз особенностями в таких естественных движениях как ходьба, бег, прыжки, метания. О их роли для достижения результата, часто забывают. Если внимательно развивать все природное, то возможно добиться больших успехов.
Многие специалисты жалуются на трудности начального обучения. Происходит это потому, что начинающего спортсмена заставляют делать надуманные /техника/ движения. В таком случае тренер с упорством пытается навязать свои знания и приемы, а в результате глушит индивидуальность.
Мы бываем излишне методичны и стандартны в своих тренерских приемах, потому естественное в технике часто принимаем за ошибки. Надо дать возможность в технике развиваться более оригинально, во многих случаях как удобнее спортсмену.
Важно начать тренировки и при этом не бороться с индивидуальными особенностями, не ставить спортсмена в границы надуманных и трудных упражнений. Наоборот, первые упражнения должны иметь упрощенные формы и характер, который помогает естественному развитию. Если этого не делать, то сразу теряется многое, что есть в ученике от Природы.Подобное может происходить и на уровне рекордных результатов.
Есть ряд примеров, когда устанавливают рекорд, а он совсем не похож на то к чему стремился тренер. Очевидно в этом рекорде естественному в движениях, удалось вырваться наружу. Исскуство тренировать-это исскуство развивать индивидуальные возможности.
Спортсмену надо предлагать, как бы общую схему соотношения скоростей, усилий, направления движений, тогда он сможет выразить лучше именно ему присущие двигательные особенности. На мелкие детали в технике желательно обращать внимание реже, а вмешиваться, когда это мешает общему стилю.
Многие недооценивают важное обстоятельство для успеха тренировки! Не надо подробно обьяснять какие есть ошибки, тогда сразу же пропадает у спортсмена уверенность в движениях. Ошибок в прямом понимании этого слова вообще не бывает!
То, что мы принимаем за ошибки, это на самом деле нормальные движения, которые на достигнутом уровне в данный момент могут быть доступны. Тренеру важнее сказать, что спортсмену необходимо сделать в следующей попытке, а не критически вспоминать прошедшее.
Лучше проявить больше терпения и ждать, когда можно внести изменения. Часто поспешные и необдуманные указания на детали очень искажают целостное выполнение, а именно они мешают проявлению индивидуального характера движений. Осознание только детали в таком случае, концентрирует сознание на ней , что ведет к развалу коорднации в общей картине.
Так, если спортсмену сказать, какие мелкие движения ему надо сделать, то он настраивается, концентрируется на эту деталь, а разбегаясь и прыгая обычно в итоге полностью теряет возможность сделать хорошее отталкивание.
Опытные специалисты говорят: « не мешай ученику, а только стимулируй его своими словами в нужном направлении». Правильнее чаще шутить, как бы не придавая значения неточностям движений. Своими эмоциональными словами важно в неудачах поддержать в спортсмене уверенность.
В тренировке надо не диктовать, а делать поправки незаметно. Роль тренера выражена, как роль консультанта- руководителя. Тренеру надо научить ученика думать и искать самому.
В тренировках важно поощерять то, что в спортсмене проявляется больше. Надо не навязывать «самое главное», а подбирать упражнения, которые он любит и лучше у него получаются. Это также верно, для работы над техникой и в предлагаемых нагрузках.
У детей с возрастом быстро растут результаты потому, что в их движениях много естественного и тренер мало вмешивается в подробную технику. А в юниорском возрасте усиленно начинают учить технике и тем самым останавливают в развитии.
Тренеру важно думать не о том, как больше нагрузить, а искать приемы, которые будут стимулировать все индивидуальное в развитии спортсмена. Сложность состоит в выборе упражнений, которые позволят спортсмена готовить быстрее.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:51:38 | Сообщение # 11
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 10)
Пути развития спортивной тренировки

В чем особенности тренировки спортсмена имеющего результаты?

Нами предлагается представление о ходе тренировки, как графической линии горизонтального движения к очередному уровню спортивной формы. Она выглядит как последовательные волны, разные по продолжительности и по высоте всплеска. Их уровень достигнутой высоты зависит на данный момент состояния фактической готовности.
Для сохранения приобретенного состояния в моменты спада волны, надо заполнять их массирующей нагрузкой, с более широким применением других по содержанию и форме упражнений.В это время происходит перестройка фунциональных уровней на более высокие возможности.
Во время очередного подьема волны, надо проявлять особую осторожность, внимательно наблюдая за реакцией организма на нагрузку. Надо «бояться» тех моментов, когда появляются излишне длительные задержки на предполагаемой вершине. В организме могут начаться внешне незаметные процессы истощения жизненной энергии.
Наблюдая такой момент по замедлению или исчезновению подьема результатов опасно дальше продолжать сохранение или увеличение подьема в нагрузках. Падение состояния тренированности спортсмена может оказаться неожиданным и очень глубоким. Важно своевременно переключаться в нагрузках. В этот момент нужно планировать спад волны. В такой работе тренером предлагается более широкий спектор средств. Поэтому удается на качественном уровне поддерживать достигнутое функциональное состояние.
Не надо бояться после очередного взлета , как бы переходить «вниз» на широкое, общее, функциональное воздействие. Это не уход вниз / как условно мы обозначаем линией на графике/, а переключение на сопутствующую основной фоновую нагрузку, которая позволяет накопить большую силу энергии. В момент снижения уровня напряжений они продолжают, действовать достаточно энергично, закрепляя все достигнутое.
Именно с таких позиций будет готовиться и станет возможной новая, очередная волна подьема, еще большая по высоте.Но в таком случае ее вершина будет короче в продолжительности.
Каждая очередная волна, в идеале будет нарастать достигая большую или меньшую, продолжительную или более короткую /по горизонтали/, вершину нагрузок. Тренеру, есть смысл графически, во времени, обозначать все разные уровни волны, чтобы понимать картину своих плановых действий.
Отдельные волны, , когда нет необходимости глубоко уходить вниз начинаются с более высокой платформы. Сам фактор для возрастания волны будет обеспечиваться плотностью и интенсивностью предлагаемых нагрузок.
Чтобы составить программу и определить приемы ее осуществления, надо четко представлять себе конечную цель и необходимые средства и пути.
Какая это программа? Что это, разрушение всего предыдущего, или только умелая достройка на имеющейся базе, или новое создание более совершенного?!
Пожалуй оптимальной будет стратегия тренировки, когда на имеющемся фундаменте добавляют более совершенные элементы. Подобный порядок не забвение предыдущего, а фактически улучшение существующего. Самое сильное, может стать самым слабым, если его неправильно применять.Здесь важен для спортсмена выбор тренером реальных усложнений в нагрузках.
Известно, что на на каждом этапе состояние спортсмена меняется, а поэтому продолжать тренировать дальше «по-старому» становиться труднее. Мышцы, которые прошли специфичный этап предыдущего тренинга, на повторные по смыслу нагрузки реагируют с трудом. Происходит, как бы топтание на месте. Это очень опасно для психологии, когда задержка на достигнутом показателе дает повод для возникновения пораженческих настроений, ослабляет мотивацию.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:52:53 | Сообщение # 12
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 11)
Пути развития спортивной тренировки

Не следует мыслить традиционно, думать что на следующем этапе увеличение обемов нагрузок даст необходимый тренирующий эффект. Дело не в том, чтобы, много упражняясь, создать мышцы более обьемные в поперечнике, дело в другом, - их надо вывести на качественно новый функциональный уровень и тем самым сделать сильнее.
Как это сделать? Часто возникает парадокс, когда тренер с большим опытом стремиться применить всё из кладовых своих знаний, а в результате обрастает мелкими деталями и тогда за ворохом добавок пропадает четкая направленность влияния приема.
Стратегия тренерского мышления в том, что надо упорно искать новое. В этом случае, как бы атакуя, следует проявлять осторожность, всё может оказаться совсем наоборот.
Главное в стратегии предлагаемых приемов - менять методы и средства в заданиях, чередовать разные движения, при этом их нужно обьеденять. Выбирать для нагрузок следует те задания, которые дают быстрый эффект и тогда их целесообразно применять в большем обьеме.
Надо делать то, что получается хорошо сразу, когда организм молниеносно воспринимает такую нагрузку, а тренер по сиюминутному поведению и настроению спортсмена может точно понять необходимое в дальнейших решениях.
С другой стороны организм часто не может воспринять сразу повышающиеся нагрузки, он «захлебывается» от перенапряжения. Надо учитывать,то что предыдущие нагрузки давались в другом состоянии, а после них для восприятия очередных напряжений состояние уже изменилось.
Стратегия тренерского планирования в том, чтобы предлагать новые нагрузки, сперва в небольших дозах, а по мере положительного восприятия, увеличивать их, двигаться все активнее вперед. Поэтому, на очередном рубеже, происходит как бы проба в небольшом количестве нагрузками. Такая проба, для втягивания в работу, совсем короткий момент.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:55:30 | Сообщение # 13
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 12)
Пути развития спортивной тренировки

Как эффективнее осуществлять тренерскую работу

Нужно организовать более динамичный ход тренировки на всем ее протяжении.
Основной шаг состоит в ликвидации условий мешающих выполнению намеченных нагрузок. Здесь не только совершенствие методики, а сюда так же входит организация места для удобного выполнения упражнений.
Фактически тренеру надо изменить структуру нагрузок в тренировке, дополнить основные восстановительными и переходными, тем как бы создавая новые виды обьедененных заданий.В таком случае происходит не только восстановление, но последующее втягивание для более эффективных новых восприятий.
В комплексном влиянии сосуществуют воздействия, как бы противоположного характера. На всем протяжении конкретной тренировки ее содержание должно иметь порции движений для мышечно-суставной эластичности, восстановления, гибкости и упражнений противоположного характера. Их надо делать сразу после напряженных нагрузок.
Надо регулярно включают дополнительное разминание, растяжку. Здесь имеют место амплитудные движения упругие по характеру. Нельзя гибкостью, растяжкой заниматься разово, только в начале, как бы для разогревания перед тренировкой. Работа над гибкостью, эластичностью в своих разновидностях должна присутствовать всю тренировку, стать органическим добавлением к основным упражнениям, слиться вместе с ними.
Так же время уделяется развитию противоположных мышечных групп. Укрепляя по значимости мышцы антагонисты, мы тем самым улучшаем возможности для работы в целом. Подобные, упражнения следует понимать, как анти- нагрузки, а не только как узко развивающие. Такие виды нагрузок должны стать одним целостным влиянием.
Следовательно, заполняя спокойной работой паузы возможно сделать ход тренировки на всем ее протяжении более динамичным.
Подобные, вариативно-комплексные условия позволяют обучать разным видам усилий наше тело и мышцы, позволяют спортсмену не просто механически напрягаться, а суметь разобраться в сути ощущений. Обеспечиваются также условия для активизации влияния нагрузок за счет увеличения плотности всех ее разных элементов.
Когда мы решаем нагрузкой задачу более эффективного использования работы мышц, надо искать пути для прояления больших функциональных возможностей.
Решение состоит в уплотнении всего происходящего в тренировке. Плотность воздействия надо создавать, как мы предлагаем, за счет изменения организации структуры тренировки.
Например, наши наблюдения за тренировкой прыгунов в высоту показали, что сумма всей их активной деятельности /моменты выполнения прыжков и другие упражнения/ равна всего двенадцати, а в лучшем случае двадцати минутам и она распыляется на полтора –два часа. Уплотнив такую тренировку, можно необходимое сделать всего за 45-60 минут. При этом мы повышаем активность процессов в реакциях всех систем организма, влияем более функционально.
В тренировке бегунов, часто наблюдаются те же картины неоправданных пауз, происходит потеря рабочего времени. Время и, естественно, плотность влияний нагрузкой теряется у них на неоправдано длительные отдыхи, на паузы после очередного выполнения, когда беговое ускорение делают за 5-7 секунд, а обратно медленно возвращаются целых 3-4 минуты.
Полезное время тренировки тратиться на длительные разговоры и мало понятные обьяснения, на излишние передвижения из-за нецелесообразного расположения снарядов. В реакциях последействия от нагрузок в организме происходит потеря тренирующего влияния до того, как начнется очередное. Какая польза для подготовки в частности мышц при такой «плотности» нагрузки?
Имеются с другой стороны еще значительные потери времени.Так, совсем необдумано проведение отдельных тренировок только для развития качеств, только для обучения или исправления ошибок в технике. Здесь почти отсутствует функциональная, тренирующая нагрузка. Отсутствует также и связь влияний между отдельными тренировками.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:56:36 | Сообщение # 14
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 13)
Пути развития спортивной тренировки

Путем поиска, мы пришли к тому, что сумели обьединить решение всех задач
/ тренировка, обучение, развитие качеств/ в одном занятии.
Важно соответствующе продумывать режимы и содержание упражнений,что позволит тренируя обучать, обучая тренировать и развивать необходимые качества. Такое становиться возможным, когда разные задания обьеденяется в блоке, а выглядит блок, как одно общее упражнение.
Предлагаемый метод особо не открывает новых секретов, но будучи так реализован в практике позволяет в полной мере использовать ряд идей.
Например, необходимо убрать из занятия все неоправданные простои. В этом случае происходит увеличение плотности тренировки в целом, а следовательно увеличивается интенсивность получаемых ответных реакций.
Другая идея в том, что в нагрузках, важно чаще менять условия работы мышц –динамический, статический, преодолевающий, уступающий. Применять следует их вариативно и что важно, одновременно. Подобная технология создает совсем другой эффект воздействия.
Для обратной связи, когда тренер сразу видит по работоспособности, качеству выполнения, внешнему виду спортсмена,есть показатели как поступать дальше.
Более успешной окажется работа того тренера, который быстрее сможет найти пути, чтобы за короткое время, меньшей дозой нагрузок достичь уровня большего влияния на организм.
Такое становиться возможным, когда разное обьеденяется в блок, выглядит он, как одно общее упражнение. Изнуряющая мышечная работа, как бы создавая на первое время эффект, затем становится энергетически не оправданной. Все больше начинает уходить времени на восстановление.
Следует определиться в своих идеях. Чтобы достигнуть лучший результат желательно больше тратить энергии или важнее ее экономить? Мы считаем важнее экономить энергию! Экономить надо за счет повсеместного улучшения качества тренировки, что позволит достигать при тех же затратах более высоких эффектов.
Экономить, явилось целью поисков нашего тренерского мышления для создания тренировочных приемов.
Тренерам надо создавать альтернативные приемы, которые дают больший эффект при меньших затратах.
В чем особенности осуществления такой идеи?
Мы в своей работе убедились, что удается полностью и качественно изменить ситуацию не за счет увеличения общих обьемов, а путем беспрерывной смены характера, содержания и формы действий в заданиях.
В науке известно, что метод удачного синтеза из разного, дает новый вид энергии. Успех в тренировке нам дает концентрация различного на укороченном отрезке времени, когда синтез порций создает новые влияния.
Отдельные, короткие порции движений, а так же целостные упражнения одновременно пересекаясь между собой, образуют совершенно неожиданные эффекты! Именно разница в момент пересечения и явиться главным фактором тренирующего воздействия. Синтез позволяет обьединить все в единное.
В основе смысла такой методики лежит понимание пути воздействия нагрузками, как разными смесями, как бы перемешивая их между собой. Концентрованное воздействие мини- порциями эффективнее, если имеет место интенсивность их чередования.
Когда используют однообразное воздействие, долгое и расплывчатое, то оно становиться рассеяным и отвлеченным от цели, стимулируя быстрое нарастание усталости.
Следующая идея в том, что сложнее тренировать мышцу уже нагруженную до этого. Тот, кто будет использовать в нагрузках давно известные мышцам приемы или упражнения, получит поздний и туманный ответ.
От физических нагрузок устают не только мышцы, но и психика.
Может ли тренер за счет регуляции психологических процессов увеличить эффективность нагрузок? Да, конечно! Часто психологический фактор недооценивается за «стеной» стоящих на первом плане нагрузочных заданий.
Крайне необходимо для получения большего эффекта от физических нагрузок проведение тренировки на положительном психологическом фоне. Важно осуществить педагогическую обработку сознания спортсмена в плане создания необходимых оценочных мыслей о происходящем. Закончитьтренировку надо хорошей оценкой особо ярких моментов.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 08.10.2008, 09:59:29 | Сообщение # 15
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 14)
Пути развития спортивной тренировки

Роль тренерского мастерства

В настоящее время многое в области спортивной тренировки резко изменилось.
Новшества появляются даже быстрее Олимпийского цикла! А обычно подготовку расчитывали на четырехлетний цикл! Теперь труднее понять, что изменить в подготовке за этот срок, что бы быть на уровне будующих требований очередной Олимпиады. Надо успеть сменить свои тренировочные позиции, как в практике, так и в осмыслении происходящего в перспективе.
Если продолжать идти старыми темпами и не опередить время в своих идеях, то текущая тренировка не будет решать необходимых целей подготовки к предстоящей через несколько лет очередной Олимпиаде. В этом случае тренеру важно разрабатывать «опережающе» приемы и методы. Возникла необходимость координального пересмотра задач и средств спортивной тренировки.
Каждый тренер немного мечтатель и фантаст, но надо на этом пути быть реалистом. Каждая тренерская мысль или идея фактически выступает вначале как мечта, а реальное между идеей и мечтой находится в упорном трудовом поиске. Будующее в тренировке – между наукой и фантастикой! Только, упорные преодолеют этот путь.
Мы имеем подчас микроскопические сведения для понимания происходящих реакций в организме спортсмена. Тренер в большинстве случаев, точно не знает, когда начнется основная реакция на конкретный режим нагрузок, что и когда произойдет с возможностями спортсмена.
В каждом человеке таланты скрыты на поверхности или глубоко и только время их раскрывает в работе. Это касается не только таланта спортсмена, но и исскуства тренера.
Парадоксальное в том, что некоторых начинающих спортсменов и тренеров считают слабыми, но через несколько лет они раскрывают свои скрытые таланты.
Нельзя делать скороспелых выводов, например руководствуясь только «модельными характеристиками» или первыми успехами.
Стандартные факты чаще оказываются нестандартными. Многое остается скрытым для взгляда скользящего по поверхности фактов. Они в основном, действительны сейчас, поэтому не всегда оправдано позднее полагаться на них.
Например, в заранее составленных «подробных» планах основанных на прошлом, намеченное чаще оказывается совсем не тем, что ожидают. Планировать текущее надо, базируясь в своих мыслях и решениях на ближнюю ситуацию. Величину нагрузок и даже их содержание приходиться определять непосредственно на тренировке. Конечно, это не исключает моментов оправданного риска для раскрытия новых возможностей,
Важной особеностью является глобальная психологизация тренировочного процесса. Необходимо включить, как органическую часть подготовки более действенные приемы.
Специальная психологическая подготовка приобретает другие формы и средства, тесно связанные с исскуством тренера, как психолога. Психологическую тренировку следует рассматривать не как отдельный вид подготовки, а как совместное с физическим напряжением, единное нагрузочное воздействие.
Нагрузки в своем выражении меняют сегодня психологию контактных отношении. Время в истории меняет многое, что было со знаком плюс, оказывается со знаком минус. Прошло то идеальное время, когда тренер и спортсмен, становяться творческой группой, доверяют друг другу и идут дружно по ступеням вверх. Сейчас многие специалисты не могут смириться с возрастающей самостоятельностью спортсмена и именно это, является причиной многих разногласий.
Среди других обстоятельств, в последние годы активно вмешались деньги получаемые за результаты стартов. Теперь взаимосвязь со спортсменом подчас регулируюется контрактом.
Нужно отметить, что в представлении многих значение тренера, его исскуства оказались второстепенным. В отличие от начала истории спорта, первостепенная значимость, уровня тренерского мышления обесценилась. Изменились возможности достигать результатов за счет таланта и огромного труда столь характерного для чемпионов прошедшей эпохи.
Достижение результатов все больше зависит от помощи других специалистов. У некоторых спортсменов появляется желание достичь вершин, но не самостоятельным путем, а за счет их помощи.

(Продолжение следует, см. стр. 2)


МАВ
 
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Пути развития спортивной тренировки
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

* * Пользовательское соглашение * RRS-лента
Copyright Kuseba Teymur & © 2007-2024 Использование гиперссылки обязательно!
Rambler's Top100 Locations of visitors to this page