Rambler's Top100
Понедельник - 11.12.2017 - 21:16:57 * За`rowing` тесь! *
.:: ::.
На главную| rowing-az
Fair Play
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Прогнозирование быстроты обучения движениям человека ...
Прогнозирование быстроты обучения движениям человека ...
МАВДата: Среда, 12.11.2008, 06:43:03 | Сообщение # 1
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1747
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЫСТРОТЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ МАРКЕРАМ

Л. П. СЕРГИЕНКО, В. П. КОРЕНЕВИЧ

Ранняя диагностика индивидуальных способностей моторики человека возможна при использовании генетических маркёров. Группа крови, редкая способность ощущать миндальный запах синильной кислоты, одонтоглифика (морфологические особенности зубов), дерматоглифика (строение папиллярных узоров пальцев, ладоней и подошв человека) — все это надежные внешние генетические маркёры. Они заведомо передаются по наследству, проявляются независимо от среды и не изменяются в течение жизни человека. Сущность генетического маркирования состоит в том, что ген, кодирующий определенное свойство, проявляющееся на биохимическом уровне, подчас тесно сцеплен (т. е. находится достаточно близко в одной и той же хромосоме) с другим геном, формирующим внешний легко наблюдаемый признак. Отсюда внешний признак является маркером внешне ненаблюдаемого, однако генетически детерминированного признака. При выявлении признака-меркера можно судить о наличии или отсутствии предрасположенности в развитии изучаемого морфологического признака или двигательных способностей человека [5]
Наиболее широко в качестве генетического маркера ныне используется дерматоглифика. При помощи отпечатков пальцев и ладоней рук, образно называемых некоторыми исследователями генами, выведенными наружу, достигнуты значительные успехи в клинической генетике. Ныне предприняты попытки прогноза некоторых психических особенностей личности [2], [14]. Начаты исследования по определению генетических маркеров некоторых антропометрических признаков [10], [1] и моторики человека [8], [6], [7], [11], [13].
В связи с открывающимися перспективами прогнозирования моторики человека, реализуемыми при спортивном отборе, была поставлена задача выявить связь между дерматоглифическими маркерами и быстротой овладения двигательными навыками.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 12.11.2008, 06:47:57 | Сообщение # 2
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1747
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 1)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЫСТРОТЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ МАРКЕРАМ

МЕТОДИКА

В исследованиях принимало участие 100 близнецов в возрасте 11 —17 лет. Близнецам предлагалось освоить семь упражнений. Первые два сложнокоординированных упражнения состояли из разнонаправленных движений рук и ног. В третьем упражнении близнецы выполняли круговые движения одновременно правой и левой рукой в различных направлениях. Четвертое упражнение выполнялось из исходного положения упор лежа. Впоследствии необходимо было перенести ноги между руками, оканчивая упражнение выполнением упора сидя сзади. Пятое упражнение выполнялось с гимнастической палкой. Близнецам предлагалось перепрыгнуть вперед и назад через гимнастическую палку, которая была в руках (расстояние между кистями — на ширине плеч). Шестое и седьмое упражнения выполнялись с теннисным мячом. Вначале правой, а потом левой рукой вокруг выпущенного теннисного мяча выполнялось круговое движение рукой, с последующим хватом его сверху.

Рис. 1. Типы основных пальцевых узоров человека
А — дуга, количество дельт равно 0, числовой показатель гребешков равен 0; Б — петля, количество дельт — 1, числовой показатель — 13, В — завиток, количество дельт — 2, числовой показатель — 17 (по большему левому просчету).

Оценка процесса обучаемости и подбор упражнений соответствовали требованиям стохастической модели обучаемости Р. Буша и Ф. Мостеллера [3], которая описывает процесс обучения живых существ, включая и человека. В качестве критерия быстроты обучаемости определялось общее количество попыток, затраченное испытуемым на освоение упражнения. Упражнение считалось освоенным, если близнец выполнил его пять раз подряд правильно.
Для определения генетических маркеров быстроты обучения движениям близнецы по результатам экспериментального обследования были распределены на три группы: в первую группу (А; 25%) включены близнецы, наиболее способные к обучению, во вторую (Б; 50%) — со средними значениями и в третью (В; 25%) — с низкими значениями быстроты обучаемости.

(Продолжение следует)

Прикрепления: 4324839.jpg(95Kb)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 12.11.2008, 06:56:07 | Сообщение # 3
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1747
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 2)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЫСТРОТЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ МАРКЕРАМ

Дерматоглифическое исследование проводилось по методике Т.Д. Гладковой [4]. Определялась дерматоглифика пальцев и ладоней правой и левой руки. Анализ отпечатков пальцев (рис. 1) включал: определение суммы количества дельт (мест, где сходятся линии рисунка пальца, образуя при встрече У-образную фигуру) на десяти пальцах и гребешков (линии рисунка пальцев) на каждом пальце, отдельно на правой и левой руке и на обеих руках. Проводился дерматоглифический анализ основных типов узоров пальцев: дуг (А), ульнарных петель (V, открытым концом направлены в сторону мизинца), радиальных петель (R, направлены в сторону большого пальца) и завитков (W)


Рис. 2. Схема ладонной топографии (А), ладонных полей, трирадиусов, линий и узоров (В; по Cimmins, Midlo, 1943)
Часть А: 1—4 — межпальцевые промежутки, I—IV — межпальцевые подушечки; Th — тенар; Н — гипотенар, Р. f. m.— ph — пястно-фаланговые сгибательные складки; P. f. t. d. — дистальная поперечная сгибательная складка; Р, f, t, p — проксимальная поперечная сгибательная складка; P. f. p.— сгибательная складка большого пальца; P. f. c. — запястная сгибательная складка.
Часть В: 1—3 — ладонные поля, а, b, с, d — пальцевые трирадиусы; А, В, С, D — главные ладонные линии, t, t', t" — карпальный, промежуточный и центральный осевые трирадиусы

Изучалась также ладонная топография правой и левой руки (рис. 2). В частности, определялся угол между пальцевыми трирадиусами (место или точка, где сходятся различно направленные системы папиллярных линий) а и d с осевым трирадиусом t (atd), между пальцевым трирадиусом d, осевым t и пальцевым а (угол dat), между пальцевыми трирадиусами а, b, с, d и осевым t (углы atb, btc, ctd). Измерялось (в мм) расстояние между пальцевыми трирадиусами а и d (ad) и расстояние между пальцевым трирадиусом с и осевым — t (ct). Подсчитывалось также число гребешков между пальцевыми трирадиусами а и b (ab), b и с (bc) и от пальцевого трирадиуса а на расстоянии 1 см по линии, проведенной к радиальной части ладони перпендикулярно направлению папиллярных линий (а — rad).

(Продолжение следует)

Прикрепления: 5937536.jpg(121Kb)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 12.11.2008, 07:02:36 | Сообщение # 4
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1747
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 3)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЫСТРОТЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ МАРКЕРАМ


РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение частоты встречаемости типов узоров на десяти пальцах рук показало, что количество дуг, ульнарных и радиальных петель, завитков существенно не различалось в группах близнецов с хорошей и плохой быстротой обучения двигательным действиям. Подобная закономерность наблюдается и для других дерматоглифических показателей пальцев.
Найдены существенные различия лишь для отдельных показателей дерматоглифики у двух групп близнецов (табл.). Так, определены существенные различия (р<0,01) группы близнецов А (наиболее способные в обучении) от В (с низкими способностями в обучении) по расстоянию между пальцевыми трирадиусами a и d соответственно правой и левой руки (t= 3,58 и 3,39), пальцевым трирадиусом с и осевым t (критерий Стьюдента равен 2,37 и 3,11 при р<0,05 и 0,01 соответственно для правой и левой руки). Несколько чаще встречается сочетание осевых трирадиусов tt', t't", tt" в группе А (33,3%), чем в группе В (5—12 %).

Показатели ладонной дерматоглифики у близнецов способных (группа А) и не способных (группа В) к обучению двигательным упражнениям

Мы рассчитали вероятность прогноза быстроты обучения двигательным действиям по данным генетическим маркерам. Так определено, что с вероятностью 75—79 % удачен прогноз быстрого овладения упражнениями при расстоянии 47 мм и больше между пальцевыми трирадиусами а и d и расстоянием 67 мм и больше между пальцевым трирадиусом с и осевым t. Прогноз медленного освоения двигательных навыков детьми и подростками можно сделать с вероятностью 58—70 %, если расстояние между трирадиусами а и d 46 мм, а между с и t 66 мм и меньше.
Таким образом, можно предположить, что быстрое овладение двигательными навыками, осваиваемыми гимнастами, акробатами, прыгунами в воду и т. п., маркируется (а следовательно, и прогнозируется) по расстоянию между трирадиусами ладоней рук.

ВЫВОДЫ

1. Выявлены генетические маркеры способностей к быстрому и медленному обучению двигательным действиям детей и подростков.
2. Найденные закономерности можно использовать при прогнозировании двигательных способностей и отборе детей в специализированные ДЮСШ.

Прикрепления: 9193895.jpg(87Kb) · 3199233.jpg(60Kb)


МАВ
 
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Прогнозирование быстроты обучения движениям человека ...
Страница 1 из 11
Поиск:

* * Пользовательское соглашение * RRS-лента
Copyright Kuseba Teymur & © 2007-2017 Использование гиперссылки обязательно!
Rambler's Top100 Locations of visitors to this page