Высота тяги - расстояние по вертикали от середины поверхности банки, установленной в крайне заднем положении, до нижней рабочей плоскости вертлюга.
Высота тяги подбирается для каждого гребца индивидуально и должна обеспечивать мощное выполнение гребка (т.е. не должа быть очень высокой) и свободный занос весел на высоте немного превышающей половину ширины лопасти от поверхности воды (т.е. не должна быть очень низкой).
Оптимальной считается тяга, при которой рукоятка весла в конце гребка приходит под нижнее ребро. Высота тяги зависит от роста и веса гребца, состояния воды (наличия и высоты волн), и с учетом этих факторов может быть от 14 до 20 см. В парных лодках правое весло устанавливается на 1,5-2,0 см ниже левого. Высота тяги измеряется с помощью угольника, прикладываемого к бортам лодки и имеющего на одном конце рейку с делениями или параллелограм.
В процессе эксплуатации лодка может получить искривление, вэтом случае установка высоты тяги по бортам иожет оказаться неточной. Дополнительный контроль в командных лодках осуществляется следующем образом: спортсмены в конце гребка прижимают к бедру весла с загребной стороны и постепенно накренивают лодку на этот борт до касания лопастями воды. При правильной регулировке все лопасти коснутся воды одновременно. То же проделывается с баковой стороны.
Двигательные навыки и фазы их становления
Физиологический механизм двигательного навыка основывается на условно-рефлекторных связях, возникающих при многократных повторениях одних и тех же раздражителей (движений).
В процессе обучения спортивной технике можно выделить три фазы образования двигательного навыка.
Первая фаза – для нее характерна иррадиация процессов возбуждения, в результате чего оно распространяется на мышцы, не принимающие участие в движении. Возбуждение в мышцах, участвующих в движении, начинается раньше, а заканчивается позже. Движения спортсмена отличаются напряженностью и скованностью. Происходит усвоение движения в грубой форме, грубой координации.
Вторая фаза – происходит концентрация процессов возбуждения благодаря развитию процессов торможения.
По мере многократных повторений происходит дифференциация нужных и ненужных движений, нужные движения уточняются. Движения гребца становятся более свободными, стабилизируется двигательный навык, улучшается ритм движений. Так как двигательный навык еще недостаточно прочен, то не следует применять интенсивные, вызывающие сильное утомление нагрузки.
Третья фаза – происходит стабилизация и автоматизация навыка. Движения гребца выполняются легко и свободно, происходит совершенствование элементов техники, достигается не только стабильность, но и вариативность двигательного навыка, позволяющая гребцу эффективно выполнять движения в различных условиях.