Штайнер Рудольф "ТЕОСОФИЯ РОЗЕНКРЕЙЦЕРА" Книга 84 стр.
Курс из 14 лекций с 22 мая по 6 июня 1907 года
Перевод В. Витковского
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
Мюнхен, 22 мая 1907 г.
Предлагаемый курс лекций в программе назван «Теософия по методу розенкрейцеров». Под этим подразумевается древняя, но вечно новая мудрость, изложенная методом, соответствующим нашему времени, методом, который — таким, как он предстанет здесь в самом способе описания, — известен с XIV века. Но в этих лекциях я стану говорить не об истории розенкрейцерства.
Все вы знаете, что детей в школах сейчас обучают геометрии, к которой относится, например, теорема Пифагора. Основы этой геометрии изучаются без всякой связи с тем, как возникла сама эта геометрия, ибо что знают ученики о Евклиде? И все же они учат именно Евклидову геометрию. Лишь много позже, когда содержание предмета уже будет известно, они, может быть, узнают из истории наук о внешней стороне дела, о форме, в которой человечество первоначально столкнулось с тем, что теперь стало доступным для обычной школы. И вот насколько мало касается ученика, который сейчас учит элементарную геометрию, то, в каком виде Евклид впервые дал ее человечеству, настолько же мало и нас будет касаться то, как развивалось в истории так называемое розенкрейцерство. И так же, как ученик познает настоящую, истинную геометрию на самом предмете, так и мы рассмотрим эту розенкрейцерскую мудрость саму по себе.
Тот, кто знает историю - причем внешнюю историю — розенкрейцерства, как она отражена в литературе, тот знает при этом очень мало о действительном содержании розенкрейцерской теософии. То, чем является эта теософия, начиная с X1V столетия живет как вещь, истинная независимо от ее истории, точно так же, как геометрия истинна и познаваема независимо от истории этой науки и ее постепенного становления. Поэтому мы только бегло укажем на некоторые исторические факты, которые следует знать.
В 1459 г. высокая духовная индивидуальность, воплотившаяся в человеческой личности, носящей в глазах мира имя Христиан Розенкрейц, предстала первоначально узкому кругу посвященных учеников в качестве учителя. В 1459 г. Христиан Розенкрейц был возведен строго замкнутым духовным братством Fratemitas roseae crucis (Братством увитого розами креста) в сан Eques lapidis aurei, то есть Рыцаря золотого камня. В ходе следующих лекций нам будет становиться все яснее, что это означает. Та высокая духовная индивидуальность, которая вышла в физическую сферу во внешней личности Христиана Розенкрейца, всегда оставалась предводителем и учителем розенкрейцерского течения «в том же теле», как говорят в оккультизме. Значение выражения «всегда оставаться в том же теле» также станет нам понятно уже на ближайших занятиях, когда мы будем говорить о судьбе людей после смерти.