История академической гребли.
Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в античной литературе - римский поэт Вергилий описывает в "Энеиде" состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем - одним из героев троянской войны. В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников. В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в 1715 году для профессиональных гребцов. В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб "Невский флот", основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования. В 1830 году в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой у нас в стране "академической". Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, (скифовой) обшивкой. Вторая половина 19-го века характеризуется увеличением количества гребных и яхт- клубов, культивировавших вместе с парусным и гребным спортом. Основанный в 1858 году в Петербурге кружок любителей "Моряк на все руки", переименованный в 1860 году в Санкт- петербургский речной яхт- клуб, разработал первый в России правила проведения гребных гонок. 31 июля 1861 года на средней Неве клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 году - первые соревнования на академических лодках. В 1867 году открывается московский речной яхт- клуб "Стрелка", сохранившийся до настоящего времени. Но это были достижения отдельных талантливых трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии в дореволюционной России не могло быть и речи. Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всем желающим заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов. Большим событием в истории Советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 года. Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем академической гребли стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок - в одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров - Москвы и Ленинграда - принесло победу Ленинградцам. Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась молодежь. Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собрали многотысячную аудиторию зрителей. Академическая гребля завоевывала все большую популярность. Долгое время главными центрами гребного спорта в России оставались Петербург и Москва. Только в 1908 году был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 году 24 клуба. Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества. Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше - в 1892 году. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов. В 1892 году образовалась международная федерация гребных обществ, (FISA), начавшая с 1893 года проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов с других континентов. Основная особенность академической гребли - отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалов - была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсменам разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.