Г. Л. Апанасенко (статья) "Олимпийский спорт: расцвет или кризис?" Статья 6 стр.
Г. Л. Апанасенко, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и валеологии КМАПО им. П. Л. Шупика, г. Киев
«О, спорт, ты — мир!» — воскликнул основоположник современного олимпийского движения французский барон Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту». Воскликнул — и выпустил джина из бутылки, причем, коварнейшего: XX век стал «пиршеством» олимпиад, превративших сильного и ловкого человека в машину для добывания денег. А вокруг него — миллиарды болельщиков, они платят деньги за рискованные шоу, сотни тысяч околоспортивных дельцов — менеджеров, промоутеров, владельцев тотализаторов, фармацевтов и нечистоплотных врачей, зарабатывающих на здоровье и, нередко, жизни спортсменов. А сами Олимпийские игры стали ареной конкурентной борьбы передовых технологий и рекламных монстров.
«Спорт — вне политики!» — любимое изречение идеологов спорта, но уже первые Олимпийские игры современности, состоявшиеся в Афинах в 1896 году, были приурочены к политической дате — годовщине освобождения Греции от османских колонизаторов. Дальше — больше. Гитлер использовал Олимпийские игры 1936 года в своих политических целях, когда немецкие атлеты добились больших успехов, оттеснив мирового фаворита в спорте — США — на второе место. Эта победа способствовала еще большему разжиганию шовинизма. Олимпийские игры стали мощным стимулом для развития массовой физической культуры, особенно прикладных ее видов. Гитлеру нужны были выносливые, смелые и сильные солдаты, и олимпийские идеалы послужили экспансивным планам Гитлера.
Как пишет в книге «Олимпизм и новый порядок» югослав Любодраг Симонович, Пьер де Кубертен был не только «большим приятелем» нацистской Германии, но и олимпийским глашатаем, который сообщил миру, что олимпийские боги, особенно Марс — бог войны, подарили свою благосклонность арийской сверхрасе. По настоянию Кубертена и при поддержке МОК Олимпийский институт был размещен в Берлине, именно этому институту П. Кубертен завещал свое литературное наследие.
Национализм на Олимпийских играх в той или иной мере процветал всегда. Чаще всего летние Олимпийские игры проводились в США, и каждые состязания сопровождались сильнейшим накалом националистических страстей. Американцам первым пришла в голову мысль пробегать «круг почета» с государственным звездно-полосатым флагом под неистовые восторги поклонников. Потом этот ритуал взяли на вооружение и другие страны.
Олимпийские игры ссорили отдельных спортсменов и целые нации, становились местом кровавой бойни и поводом для сведения политических счетов. Президент США Рональд Рейган называл спорт войной в мирное время, а Джон Кеннеди считал символом престижа нации, кроме полета на Луну, только золотую олимпийскую медаль.
И на что только не решались атлеты ради искажения истинного соотношения сил, чтобы образ непредсказуемого действия не превратился в забавный сюжет с известной заранее развязкой. Женщины пили вытяжки из мужской спермы или отдавались перед стартом «штатным» осеменителям (вспомним опыт ГДР! — Авт.). Недобросовестные врачи, заведомо нарушая клятву Гиппократа, консервировали кровь спортсменов, обрабатывая ее различными допингами.
Вы думаете, это спортсмен имярек победил на беговой дорожке? Нет, это фармацевтическая фирма празднует очередную победу! Любые крупные состязания — это прежде всего соревнования фармацевтических фирм. А наиболее захватывающие «гонки» происходят за ширмой спортивного действия: одни изобретают допинги, другие пытаются обнаружить спортсменов, их применяющих. И эта «гонка» бесконечна. Сегодня к группе допингов отнесено более 10 тысяч препаратов, и каждый год этот список растет так же, как растут и затраты антидопинговой службы.