Т.М. Абсалямов, Т.С. Тимакова "НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ"
Педагогические и медико-биологические исследования Книга 191 стр.
Авторы впервые широко, с позиций единого комплексного подхода
рассматривают вопросы научного обеспечения подготовки пловцов и ос-
вещают современные методы исследования различных сторон деятельно-
сти спортсмена, его личности.
В книге отражены новые перспективные методические подходы к ре-
шению ряда важнейших проблем спортивной практики. Использование
предлагаемой комплексной системы научного обеспечения подготовки
спортсменов будет способствовать совершенствованию тренировочного про-
цесса и росту спортивных результатов.
Книга рассчитана на широкий круг читателей - практических и науч-
ных работников в области спорта.
<Наука - спорту>. Эти слова все чаще встречаются на страни-
цах газет и журналов, произносятся с трибун совещаний и конфе-
ренций. Сотни и тысячи научных работников в разных странах
изучают различные стороны многогранного явления, каким стал
в наше время спорт. В своей работе они используют самые совре-
менные приборы, тончайшие методы математики, физики, биоло-
гии и т.п.
И все же, задавая специалистам вопрос: <А каков практичес-
кий вклад науки в достижение высших спортивных результа-
тов?>-можно получить целый ряд ответов, отражающих противо-
речивые, порой взаимоисключающие точки зрения.
Первую из них можно выразить следующим образом: в настоя-
щее время влияние науки на спорт так велико, что борьба, проис-
ходящая на беговых и водных дорожках, на рингах и игровых
площадках,-это только небольшая, видимая над поверхностью
' воды верхушка айсберга. Главное же скрыто от глаз зрителя, ос-
новная борьба происходит в тиши лабораторий, вычислительных
центров и конструкторских бюро, откуда приходят математически
рассчитанные программы тренировок и рационы питания, новые
препараты, ускоряющие восстановление и повышающие работоспо-
собность, современный спортивный инвентарь и тренажерные уст-
ройства. Пройдет еще несколько десятилетий, и спорстмен превра-
тится в некое подобие баллистической ракеты, высота, дальность
и направление полета которой полностью определяются програм-
мой, заложенной в нее конструкторами.
Есть немало фактов, свидетельствующих в пользу этой точки
зрения, однако в то же время существует и другая, прямо ей про-
тивоположная. Ее можно сформулировать так: научные работники
действительно много и подробно исследуют спортсменов высокого
класса, однако результаты этих исследований идут на написание
статей, диссертаций, монографий, разработку новых теорий и ни-
чего или почти ничего не дают спортсмену и тренеру. Нельзя не
отметить, что защитники этой точки зрения могут привести нема-
ло примеров, свидетельствующих в ее пользу.