В.Н. Волков, В.И. Сиваков "ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ" Научная статья 6 стр.
Кандидат медицинских наук, профессор В.Н. Волков
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Сиваков
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Практика спорта высших достижений подтверждает неблагополучие в системе подготовки ведущих спортсменов, включая национальные и сборные команды с точки зрения медико-биологического обоснования спортивной тренировки к социально-значимым соревнованиям [2, 3, 5, 12].
Очень часто спортсмены, претендующие на лидерство, вдруг как бы без видимой причины заболевают или теряют достигнутую высокую работоспособность. Специалистам причина в известной мере понятна. С большей долей вероятности она связана с методологией подведения спортсмена к соревнованиям. Речь идет не только о регламентации суммарного объема тренировочной нагрузки, ее оптимизации, учете физиологического фактора, лимитирующего физическую работоспособность, но и о приоритете выбора методов тренировки: к чему и как он готовит спортсмена к соревнованиям или тренировкам. Чаще всего прослеживается тенденция "тренировка ради тренировки", причем жесткие тренировки на пределе функциональных возможностей спортсменов. Постулат "тяжело в ученье - легко в бою" едва ли приемлем в спорте. Именно в соревнованиях с применением постулата легкости успеха при всем желании не наблюдается. Зачастую в связи с этим не хватает сил соревноваться на равных с другими командами.
Неадекватная физическая и большая психологическая нагрузки в конце концов негативно сказываются на здоровье спортсмена, его функциональном потенциале.
Следует иметь в виду: чем больше спортсмен подвергается воздействию предельных мышечных нагрузок, тем более он чувствителен к стрессам [8, 9]. Этим и объясняется снижение результатов на выносливость во время соревнования при неадекватной нагрузке.
"Спортивная подготовленность" - педагогическое понятие, которое означает направленное использование всей совокупности факторов воздействия на организм (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается физическая, техническая, психологическая, тактическая, морально-волевая готовность спортсмена к соревнованиям. После известной минской конференции (1973) по проблеме "тренированность" произошло смещение акцента в трактовке терминов, что выразилось в их формулировке. Тренированность стала трактоваться как спортивная подготовка, что, конечно, не совсем правильно. Слияние двух понятий в одно отразилось на тактике ведения тренировки. Спортивная подготовленность - объемное понятие, включающее и тренированность. И все же нельзя упрощать систему подготовки спортсмена, обязательно следует акцентировать внимание на методике развития тренированности. Тренерский коллектив можно понять. Так проще вести тренировочную работу. Однако, с точки зрения специалистов, - едва ли это корректно.
Тренированность и подготовленность направленно изменяются с общей тенденцией к повышению физической нагрузки. В процессе формирования тренированности в каждом отдельном цикле может быть фаза наивысшей функциональной готовности - спортивная форма. Однако спортивную форму лучше иметь накануне соревнований. Спортивная тренировка в этом отношении есть процесс целесообразного управления развитием спортивной формы [10]. "Спортивная форма" и "тренированность" - все же не синонимы, хотя оба состояния - результат адаптивных процессов в организме к нагрузке с различными сроками проявления и работоспособности. Если состояние тренированности характеризуется устойчивой высокой работоспо собностью, то состояние спортивной формы - предельно возможной работоспособностью.