А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Научная статья 3 стр.
А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин
Кубанский государственный университет физической культуры и спорта, Краснодар
Неоспоримо, что в современном спорте психологическое обеспечение является решающим фактором в достижении успеха. Изучение этой проблемы на протяжении более чем 20 лет убеждает нас в ключевой роли наставников спортсменов на всех этапах деятельности последних. Этот факт приобретает всё большую социальную значимость. Отсюда возникает потребность в создании четкой схемы психологического обеспечения не только спортсменов, но и лиц, ответственных за их спортивные успехи.
Опыт нашей работы свидетел.ьствует о необходимости тесного сотрудничества врача, психолога и тренерского состава команды. Оптимально наличие опытного психотерапевта в команде, обеспечивающего создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе, современное купирование невротических реакций, грамотную психодиагностику, способствующую выбору оптимального стиля деятельности спортсмена с учетом типологии нервной системы, личностных особенностей и. спорта. В то же время следует уделять пристальное внимание моральным и волевым качествам спортсменов , умело формируя адаптивную и конгруэнтную личность. Для начала целесообразно обучить спортсмена искусству самоконтроля и саморегуляции, научить сознательно управлять собой на всех этапах спортивной деятельности. Это не только обеспечит дисциплинированное поведение спортсмена, но и будет способствовать его спортивному мастерству. Сократится количество штрафных санкций, что в последнее время стало бичом нашего большого спорта.
В целях совершенствования психолого -педагогических и технических приёмов мы адаптировали ряд психокоррекционных и психотерапевтических методик к потребностям спорта. Остановимся на некоторых из них.
Аверсивная психокоррекция (Aversio - отвращение). В ее основе лежит теория научения. Мы используем методики аутотренинга, основанные на модели И.П. Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (оперативное обусловливание). Учитываем типологические особенности нервной системы спортсмена, его личностные качества, в методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются позитивные стимулы (одобрение, награды, призы) с болезненными, неприятными, вызывающими отвращение, отторжение действительности, в том числе словесное воздействие.