К участию в ЧМ-95 в Тампере (Финляндия) были допущены 15 российских экипажей, но все остались без медалей. Медалисты-легковесы Устинов и Митюшов сели в четверку распашную (единственный номер олимпийской программы для гребцов легкого веса - М4-л.в.) и немного не дотянули до медали, оставшись четвертыми, а мужская восьмерка (М8+) пробилась в финал, но смогла занять лишь 6-е место. Понятно, что такое выступление, принесшее лишь 4 очка и 16-е место среди стран-участниц, было не самой удобной позицией для штурма олимпийского пьедестала. К тому же сквозь сито отбора для участия в ОИ-96 в Атланте (США) напрямую прошли лишь пять российских лодок. Еще один экипаж - мужская парная четверка(М4х) - пробилась на Олимпиаду через дополнительный отбор уже летом 1996 г. Комментарий. Причины столь глубокого провала российской гребной эскадры известны: из-под обломков СССР "выплыть" без огромных потерь не удалось даже оборонной промышленности, что же говорить о спорте, почти полностью лишенном в те годы государственного финансирования, да еще о таком "затратном" его виде, как академическая гребля? Больше половины тренеров вынуждены были уйти в другие сферы деятельности, главным образом в коммерцию. Так, в Москве из 84 тренеров по академической гребле к 1993 г. продолжили работать 15. При этом ушли молодые и сильные (способные заняться, например, челночным бизнесом). Из 45 выпускников кафедры гребного спорта РГАФК в гребле в эти годы остались единицы, так как предлагаемые им в сохранившихся клубах ставки не позволяли даже прокормиться, не говоря уже о создании семьи. Базы зимней (Мингечаур) и среднегорной (Кезено-Ам) подготовки остались в Азербайджане и Чечне. Завод по выпуску весел и лодок "Дзинтарс" - в Латвии, где был перепрофилирован на выпуск другой продукции. Новый импортный инвентарь был недоступен из-за дороговизны. Имевшийся устарел морально и физически, стал неконкурентоспособен, т.е. не позволял российским гребцам на равных соревноваться с соперниками. Тенденция к восстановлению конкурентоспособности лучших российских экипажей на международной арене появилась лишь накануне ОИ-96 в Атланте (США). Способствовал этому перевод на централизованную подготовку (начиная с октября 1995 г.) группы тщательно отобранных КНГ элитных гребцов, выступивших на олимпийской регате в Атланте в шести номерах программы : мужских одиночке (М1х), четверке парной (М4х), восьмерке (М8+) и четверке распашной легкого веса (М4-л.в.), а у женщин в четверке парной (Ж4х) и двойке распашной без рулевого (Ж2). В результате мужская восьмерка (М8+) (тренеры А. Воронков, П. Чернов, тренер-консультант А. Беленков) завоевала в последнем заезде олимпийской регаты бронзовую награду. У женщин Ж2 была шестой, а Ж4х - седьмой. Мужские 4х и 4-л.в. оказались, соответственно, на 8-м и 13-м местах, а одиночник - на 16-м. Это выступление принесло 5 очков и место во второй десятке стран - участниц олимпийской регаты. Завоевать еще одну медаль (как минимум серебряную) в Атланте нашей Ж4х помешала трагическая случайность -поломка весла у одной из спортсменок в отборочном заезде. Вследствие этого хорошо подготовленная команда (тренеры Н. Никифорова, П. Панков и С. Рудакович) вынуждена была "гоняться" в финале "Б" за 7-е место, показав, кстати, лучшее время, чем у ставших олимпийскими чемпионками спортсменок Германии. Если бы не подвел старый инвентарь (новое весло стоило всего 150 долларов США!), то Россия с 10 очками могла подняться на 8-е место.
Научная статья 7 стр. |