Зрелищность движений гребцов, пульсирующее движение и килевая качка академической лодки в такт с частотой гребков скрывают от наблюдателя некоторые немаловажные явления, присущие данному виду спорта. Изучение и использование этих явлений могут способствовать улучшению результатов в академической гребле. К этим вопросам относится выявление причин, обусловливающих выбор экономичного, эффективного или оптимального темпа гребли. В литературных источниках отсутствует тенденция выявления таких причин, рекомендации по выбору наилучшего темпа гребли основываются на интуиции, на практических случаях, статистических данных разных соревнований. Некоторые конкретные данные при таком подходе приведены в обзоре [3]. Цель нашей статьи - на основе законов физики теоретически показать зависимости эффективности (экономичности) работы экипажа от темпа гребли. Начнем с анализа вертикальных движений носа и кормы академической лодки в течение гребка. На рис. 1 показаны результаты исследований, которые проводил Венцель Джостэн [1]. Кривая 1 изображает вертикальное движение носа, а кривая 2 - кормы. С первого взгляда видны достаточно выраженные противофазные вертикальные движения носа и кормы. Оба движения указывают на принудительную килевую качку лодки. Однако по кривым 1 и 2 вычисленное вертикальное движение миделя (приблизительно центра массы) лодки (кривая 3) показывает наличие в общем вертикальном движении составляющей вертикальной качки с частотой большей, чем частота гребков. Данная частота является частотой свободной вертикальной качки лодки и не зависит от темпа гребли. На основе этого возникает идея - вычислить значение темпа гребли, при котором согласованные между собой процессы гребли и вертикальной качки дали бы наилучший результат.
Научная статья 4 стр. |