И все же, задавая специалистам вопрос: <А каков практичес- кий вклад науки в достижение высших спортивных результа- тов?>-можно получить целый ряд ответов, отражающих противо- речивые, порой взаимоисключающие точки зрения. Первую из них можно выразить следующим образом: в настоя- щее время влияние науки на спорт так велико, что борьба, проис- ходящая на беговых и водных дорожках, на рингах и игровых площадках,-это только небольшая, видимая над поверхностью ' воды верхушка айсберга. Главное же скрыто от глаз зрителя, ос- новная борьба происходит в тиши лабораторий, вычислительных центров и конструкторских бюро, откуда приходят математически рассчитанные программы тренировок и рационы питания, новые препараты, ускоряющие восстановление и повышающие работоспо- собность, современный спортивный инвентарь и тренажерные уст- ройства. Пройдет еще несколько десятилетий, и спорстмен превра- тится в некое подобие баллистической ракеты, высота, дальность и направление полета которой полностью определяются програм- мой, заложенной в нее конструкторами. Есть немало фактов, свидетельствующих в пользу этой точки зрения, однако в то же время существует и другая, прямо ей про- тивоположная. Ее можно сформулировать так: научные работники действительно много и подробно исследуют спортсменов высокого класса, однако результаты этих исследований идут на написание статей, диссертаций, монографий, разработку новых теорий и ни- чего или почти ничего не дают спортсмену и тренеру. Нельзя не отметить, что защитники этой точки зрения могут привести нема- ло примеров, свидетельствующих в ее пользу.
Книга 191 стр. |