А.Р.Гасан-Джалалов В коротком комментарии не осветить всех достоинств и недостатков федерации США, в любом случае система в США не подходит для России по многим параметрам. Устройство государства, система финансирования, бонусы для обучения, социальные льготы, платежеспособность населения, все это явно отличается от того, что есть в России. Академическая гребля в США практически на все 100% любительская. Ассоциация любительского спорта внимательно следит за тем, что бы ни один любитель, ни в одном виде спорта не получал за занятия спортом деньги. Если подобные нарушения происходят, то, нарушитель, автоматически получает поражение в правах как любитель, а это означает, что он лишается всех социальных льгот, которые ему давало занятием спорта. А это оплата обучения, дополнительное питание и т.д. и т.п. Академическая гребля в США это практически студенческий спорт. Около 70% гребцов в США стали заниматься греблей, только когда поступили в университеты. 25% стали заниматься в старших классах школы, от 8 до 12 класса, и 5% пришли в греблю по разным причинам и в разном возрасте, привел друг, посоветовал врач, открылась рядом с домом гребная база и т.д. Наиболее массовыми соревнованиями в США считаются чемпионаты университетов, именно на этих соревнованиях огромное количество спортсменов, тренеров, руководителей. Каждую неделю независимыми организанизациями проводится ранжир команд университетов, все это подогревает общий интерес к этим соревнованиям. Допуск на эти соревнования имеет ограничение, необходимо занять определенные места в дивизионах разбитых по географическому признаку. Деление на этих соревнованиях происходит только по срокам занятия спортом: чемпионат среди спортсменов, которые занимаются греблей первый год, второй, третий, после третьего года нет различий, это наивысшие по престижности гонки. Система деления по срокам занятия греблей говорит о том, что после третьего года обучения греблей либо у спортсмена есть результат, либо он не преспособлен к гребле. Отбор в национальную команду производится на чемпионатах США, этой программой занимается федерация. На официальном сайте федерации в доступной форме опубликованы нормативы попадания в национальную команду, тесты, даты отборы, классы. Принцип отбора проста, весной 1х и 2-, потом 2х и 4-, далее 4х и 8+, как правило на чемпионате США. Технический результат на воде должен быть подтвержден результатом на концепте. Нормативы отбора на концепте достаточно высокие и из сборной России их могут выполнить не более 8-12 человек это включая легковесов, женцин и мужчин. Это означает, что по 2-3 человека в каждом направлении академической гребли России. Бывает на отбор выходят всего 3-4 экипажа, но это отбор на чемпионаты мира и олимпийские игры. Были случаи в истории, когда разрыв в США на отборе составлял сотые сек. а на Олимпийских играх вторая команда была от команды США в 10 сек. На отборе нет прошлых заслуг, проиграл - выбыл, нет подсадок и замен. В этом году на чемпионате Австралии сборная команда в классе М8+ проиграла отбор, однако ее послали на олимпиаду, результат для сборной Австралии в этом классе более чем печальный. Этот пример приведен для того что бы обрисовать, такая ситуация в США не возможна. Вопрос по разрядам более чем банален, разряды, звания, это наследство социализма, в таких странах, как США эти понятия отсутствуют. Здесь ценится место, которое занял спортсмен. Про одного говорят, это чемпион Олимпийских игр , и называют год, про другого говорят он завоевал конкретную медаль на чемпионате мира, а про третьего говорят, он был победителем студенческого чемпионата. Спортсменам гребцам зарплату (стипендию) в США не платят, если спортсмен где то работает это его личное дело, но за занятием спорта он не получает ни цента. Зачастю федерация компенсирует расходы на поездку спортсмена только после завершения соревнований. В США существует практика, когда спортсмен, особенно в летние месяца едет в сильный тренировочный центр, платит сам деньги и проходит курс обучения у конкретного тренера. По российскому понятию все перевернуто, не спортсменам платят деньги, а спортсмен сам оплачивает свое занятие греблей. Основные привелегии которые получает спортсмен от занятий греблей это социальные льготы и будущий доход, от медалей Олимпийских игр, через рекламу. В этой системе множество недостатков и порой невозможно собрать наиболее сильных спортсменов в одну команду. Однако есть принцип отбора и принцип справедливости, зато нет таких как Шитов, которые могут погрозить пальчиком, или подобных ему, которые и в новом составе федерации уже отложили свои яйца и планируют в массовом порядке всю сборную посадить на новый допинг и по желанию то правого, то левого ... формировать экипажи, и не определяют для себя ни каких этапов отчета. По статистическим данным, число занимающихся академической греблей с учетом ветеранов, которые два-три раза в месяц выходят на воду в академической лодке, составляют около 20 миллионов человек. Академическая гребля в США это народный вид спорта и многими любимый. Однако выссшим спортивным мастерством занимаются только 2-3 сотни спортсменов. Число тренеров, официально получающих зарплату за преподавание уроков академической гребли велико, (точными данными не владею в пределах 12-20 тысяч человек), однако в большенстве своем они работают по часам, с неполной нагрузкой. 3-4 часа в день. Оплата составляет от 40 до 120 долларов в час, в зависимости от уровня тренера и возможности организации. На тренерские конференции собираются около 1-3 тысяч тренеров, все зависит от состава выступающих. Оплата этих поездок, как правило, тренера делают сами. Цель поездок получить информацию о новом, полезном, то, что будет нужным в будущей работе. Опять все поставлено наоборот, не тренера за чьи то деньги посылают пить кофе и что-то покрепче на конференцию, а он платит сам за свои знания и покупает методический материал за свои деньги. Как видно сегодня в России данная система не приживется, слишкомного надо менять и в сознании людей и в системе социальных благ. Система обучению греблей в США имеет много недостатков, точно так же как и система демократии во многом ущербна, но к сожалеию пока ни чего лучшего человечество не придумало. Любая глобальная перестройка вызывает кризис, имеет смысл, что будет менее болезнено, систему управлени и развитии гребли в России плавно менять в сторону открытости и создания равных условий для всех команд и тренеров, используя лучший опыт. --------------------------------------------------------------------------------- - Спасибо за информацию! Росссия как всегда идет своим уникальным путем! Только идти по этому пути уже давно не хочется. Тема организации мировой гребли очень интересна! Германия, Австралия, Италия. Может в наших головх, с осмыслением полученной информации тоже начнет что то меняться. - Действительно, интересно было бы узнать систему построения календаря соревнований, отбора в сборные команды и построение работы федераций в различных странах. Большая просьба к А.Гасан-Джалалову: по возможности, дайте пожалуйста такую информацию. --------------------------------------------------------------------------------- Освещать в подробностях систему отбора и построение календаря, в других странах, скорее всего будет интересно только с точки зрения общего образования, в большинстве своем это не приемлимо ни для российской экономики, ни для российских условий. Копирование ее, как правило, приведет к неудовлетворительным результатам. Если думать о развитии гребного спорта в России, то необходимо в условиях российского климата и финансирования перестроить календарь и положение о соревнованиях. При правильном построение учебно-тренировочного процесса и правильно спланированного этапа предсоревновательной подготовки можно проводить отбор на чемпионаты мира за 1-2 недели до старта. Я уже об этом неоднократно писал, хотя мои предложения еще не совсем воспринимаются российской гребной общественностью. К примеру в 2005 году чемпионат Франции был проведен за одну неделю до чемпионата мира в Гифу, Япония и Франция на этом чемпионате выступила более чем успешно. В этом году отбор был проведен за 40 дней до Олимпийских игр и на Олимпиаде Франция провалилась. Таких примеров множество. Близкие сроки отбора перед чемпионатом мира дают возможность спортсменам Россиии, учитывая климатические условия, особенно северных регионов накатать на воде километры и выровнять гребную подготовку по сравнению с теми регионами которые находяться на юге. К примеру если оставить отбор на чемпионат мира-23 на БМР, то те команды, которые провели зимнюю и весеннюю подготовку на воде к БМР будут иметь накатанных километров 2000-3000 км. И особенно в крупных лодках они будут недосягаемы, для тех кто успел сделать на воде только 800-1000 км. Через месяц картина выравнивается, но отбор уже прошел и все, кто не был весной на воде вынуждены сушить весла, пропадает интерес и стимул, тренера не могут себя реализовать. Поэтому в России такой большой процент юниоров, которые бросают греблю. Второй, не маловажный вопрос, это возраст, в ряде групп академической гребли, которые есть в этой статье, много молодых спортсменов. Если девушек в 20 лет уже можно грузить наравне с женщинами, то юноше в 20 лет надо мягко подходить к нагрузкам, впрочем это уже вопросы методики и это отдельная тема. Втретьих, сегодня самое слабое звено в российской гребли, это уровень образования тренеров, я ни кого не хочу обижать, но этот процесс сложился не из-за самих тренеров или их не желания с чем то новым знакомиться, а из-за отчественной науки. С развалом СССР масса авантюристов от науки с успехом защитили кандидатские и кто по напористей, тот и проталкивает свои идеи эксперементируя на живых людях. Да и в федерации у некоторых в предлагаемых программах четко прописано, что это будет эксперемент, без всякой ответственности за содеяное. Уважаемые тренера читайте внимательней предлагаемые програмы подготовки, что бы потом не удивлялись, когда в ваших спортсменов будут закачивать тестостерон и ставить над вами эксперементы, это не выдумка, это реалии предлагаемой программы. Во времена СССР в календаре соревнований было много разумного, исходя из условий финансирования слветского спорта, со времен Беленкова отборы стали сдвигаться на более ранние сроки, а Иванов вообще проводил отбор внутри сборной, в результате сборная СНГ на Олимпиаде 1992 завоевала всего одну бронзовую награду. Необходимо проводить обучение тренеров, но не с точки зрения расказывать им о триадах или углах работы в лодке а объяснять, основываясь на каких параметрах составляется тренировочная программа, почему и для чего применяется та или иная нагрузка, как различными средствами подготовки сохранить нагрузку на спортсмена. Необходимо научить тренеров составлять индивидуальные планы, а не следовать записям в своем спортивном дневнике 30 летней давности, или чужими планами. Если научить тренера разбираться в причинах технических ошибок, и как, на берегу исправляются гребные ошибки, то не будет бестолковой технической работы на воде. Обучение тренров даст самый большой прыжок в развитие академической гребли России. А изучение опыта других стран менее интересно, скорее было бы интересно изучение ошибок, которые совершают национальные федерации в других странах. В большей степени это связано с личностью главного специалиста в той или иной федерации. К примеру привлечение на должность главного тренера неоднократную чемпионку мира и Олимпийских игр в Канаде привело к полной дезорганизации всей сборной, а смена ее на другого специалиста принесла за 2 года ощутимые результаты. Прекрасный тренер в Австралии, который подготовил несколько команд к золотым наградам Олимпиады на должности главного тренера не справился со работой, и сборная Австралии в Пекине выступила слабо. В большинстве случаев провала, основную роль играют ранние сроки отбора и некоректный отбор, чем последнее время славиться российская академическая гребля, похоже, что и новое руководство с подачи отдельных тренеров и работников готово стать на этот же путь.
Как выйти из этого положения, я уже писал. 1. Календарь и положение о соревнованиях составить таким образом, что бы отборы были максимально придвинуты к чемпионатам мира, а по положению все участники должны гоняться как минимум в двух классах, обязательно в мелком классе, на каждом отборе. Мелкая лодка должна стать основным классом для всех. 2. Отменить сборные экипажи, в соревнованиях выступают только сборные территорий. 3. Отменить паралельный зачет территориям, если спортсмен находиться в армии, то выступает за территорию, где служит. 4. За экипажем в протоколах записывать только одного тренера, если, в крупной лодке сборная территории собралась только на гонку, то у команды нет тренера и в записях не указывать тренера. 5. Провести тестирование среди спортсменов на определение МПК, и тест 2000 на Концепте, провести психологические обследования и по этим данным определить пригодность спортсменов к дальнейшему росту, у легковесов дополнительно замерить жировую прослойку с целью определения их пригодности для выступления по легковесам. 6. Провести тестирование и обучение тренеров, как на предмет потенциальных преподавательских возможностей и способности к обучению, так и на предмет их знаний, особое внимание уделить психологическим тестам. 7. Сформировать по каждому направлению академической гребли (парное, распашное, …) не менее двух групп в каждом направлении, основываясь на регионах где есть наиболее сильные спортсмены, и на тестах были показаны наиболее высокие результаты. Помочь им организовать качественную подготовку взяв частично финансовую нагрузку на федеральный бюджет. Для каждого спортсмена определить сроки личного прироста технического тезультата, переодически проводить контрольные соревнования. Необходимо создать конкурирующие группы. Подготовка одной национальной команды в одних руках, да еще со сборными экипажами, приведет к застою и выкосит весь резерв. 8. На протяжении всего 2009 года после каждых отборочных соревнований анализировать работу этих групп, выявлять причины успеха и неуспеха и принимать соответствующие меры. 9. Создать методическую группу, которая разработает, на основе мирового опыта, методические, практические материалы по подготовке спортсменов с разбивкой, по возрасту, полу. Полученные материалы использовать при тестировании и обучении тренеров. Вот всего несколько пунктов применение которых позволит в течении 2009-10 года сдвинуть в положительную сторону развитие гребного спорта в России. ---------------------------------------------------------------------------
- По поводу ранних отборов А.Р.Гасан-Джалалов не совсем удачно привел пример сборной Франции. И в 2005, и в 2008 году во Франции отбор проводился в одно и тоже время в апреле месяце, и только в коротких лодках, одиночках и двойках безрульных. По результатам этих соревнований на сборах были сформированы экипажи которые и гонялись на чемпионатах мира и Олимпийских играх, т.е. накатывались команды приблизительно в течении 4-х месяцев. А чемпионаты о которых упомянул А.Р.Гасан-Джалалов являлись клубными, и на них никакого отбора не проводилось. А что касается результатов на ОИ 2008, то французам немного не повезло, это травмы спортсменов в двух экипажах, плюс небольшой перегиб с нагрузками. Так что сроки отбора принципиального значения не имеют, а вот качество отбора и принципы построения экипажей очень важны. И именно здесь важна принципиальность главного тренера и тренеров экипажей. Стимул должен быть один, наивысший результат на ЧМ или на ОИ, а не протаскивание "своих" любой ценой в экипаж и как следствие роль статистов на международных соревнованиях. Безусловно А.Р.Гасан-Джалалов прав в том, что копирование любой системы подготовки вряд ли приемлимо для России. Но для этого и существует федерация, главный тренер, которые обязаны разработать и создать условия подготовки, разработать и внедрить критерии отбора, утвердить календарь соревнований который бы стимулировал прогресс спортсменов. И самое главное свято придерживаться разработанных принципов функционирования. Только так можно сдвинуть с метвой точки этот "воз" именуемый академической греблей. С Уважением ко всем неравнодушным - А.Р.Гасан-Джалалов как всегда рекомендует отбор проводить как можно позже, чтобы работники аппарата федерации не спали. Сборные по боку - значит будут выигрывать те, кто сможет создать лучшие условия для своих спортсменов. Или полные фанаты гребли. Вот насчет армии - не будет смысла готовить мужиков. Про одного тренера - руководители в протоколы не смотрят - им результат подавай. Остальное все по уму - без комментариев. - Вопрос сборных экипажей можно рассматривать с разных точек зрения. Да, создание таких экипажей делает их практически непобедимыми на российских соревнованиях. Но, возможно ли было бы создать женскую 4Х или молодежную мужскую 4Х 2008г или мужскую 8+, если было бы запрещено на отборочных соревнованиях участвовать им в тех составах, в которых они участвовали? Напомню: 4Х жен. Калиновская – Астрахань, Дороднова – Москва, Мерк – Ростов, Федотова – Краснодар, 4Х муж. мол. Павлов – Ростов, Косов – Казань, Рябцев – СПБ, Стогов – Москва, 8+ муж. Маркелов, Володенков, Кулеш – СПБ, Розинкевич, Иванс – Калининград, Заруцкий – Москва, Воротников, Лебедев – Тверь. А это сильнейшие наши команды и спортсмены. И где бы были эти спортсмены, в каких экипажах они бы сидели? Наверное, Маркелову, Володенкову и Кулешу нашелся бы партнер в 4ку в СПБ, но 8+, в таком составе, точно не было бы. То же можно сказать и про 4Х. Срок проведения отбора тоже не решает все вопросы, как это считает А.Г.Д. Европейские команды до отбора на мировое первенство успевают принять по десятку стартов. У нас другие расстояния и другой календарь, и другие финансовые возможности. Календарь нужно строить так, чтобы экипажи набирали спортивную форму и до отбора и после. Тогда и результат, при умелом руководстве, будет высокий. -----------------------------------------------------------------------------
Если подходить к созданию сборных экипажей со стороны большмх задач, а именно медалей на ОИ, в том числе и золотых, то сегодняшние сборные экипажи составленные из лучших гдебцов разных территорий ни чего не могут сделать в мире. Обратимся к фактам. Женская 4х - 2005 год, с загребной Федотовой 3 место в Гифу, 2006 год - дисквалификация, 2007 год - малый финал, 2008 год малый финал. Мужская восьмерка - 2005 год - 6 место, 2006 - малый финал, 2007 - дисквалификация, 2008 - не участвовала. Можно много говорить о причинах удач или неудач, но факт упрямая вещь. А теперь пусть каждый спросит себя, какая цена в мире этим сильнейшим спортсменам России - ответ будет один - СТАТИСТИКА. Нужны ли эти результаты российскому спорту и какова дальнейшая перспектива у этих экипажей учитывая возраст спортсменов, и какова будет потеря для российской гребли если не будет этих экипажей. С другой стороны, это откроет дорогу клубным экипажам, это поможет в России возрадить мелкие классы, которые в дальнейшем станут основой крупных экипажей. Сегодня в России есть шесть распашников в восьмерке и четыре великовозрастных спортсменок в парном весле. Все это труд прежнего руководства, которые ранними срока отбора, сборными экипажами уничтожили весь резерв. Вспомним 1996 год, 8+ на половину состоящая из юниоров третья на Олимпийских играх, юниорская восьмерка вторая на мире среди юниоров, 4+ третья на мире, это распашники. Парницы все почти были молодежного возраста, где сегодня молодежь в этих двух направлениях академической гребли? И все в 1996 году было сделано за 4 года. Если сегодня убрать сборные экипажи, убрать паралельный зачет между территориями, навести порядок с тренерами, которые пишуться за спортсменами и разобраться с организациями, когда спортсмен пишется в 3-4 местных организациях, то тренера или будут работать, или пострадают с зарплатой, это будет их выбор. Если изберут первый путь, то то технический разрыв между мировым рекордом и чемпионами России уменьшиться, а следовательно появятся результаты на чемпионатах мира. Выступления на чемпионате Европы и следующий сезон, когда во всех сборных командах будет ротация спортсменов может создать иллюзию успеха, но 2011 год либо подтвердит правильность работы, либо как в прошлом году покажет пагубность всей работы. Именно сегодня закладываются успехи 2011-2012 года.
--------------------------------------------------------------------------- (Продолжение следует) (С сайта http://www.rowingru.com/rowing+view+828.htm 2008-10-04, .....)
|