Крис Додд - инициатор создания и бессменный научный директор Музея Реки и Гребли в Хенли. Я знал о Крисе давно, несколько раз слушал его доклады на гребных конференциях, знал, что он – наиболее известный историк гребли в мире и в 1992-м опубликовал книгу «История Мировой Гребли». В этой книге есть несколько страниц об истории российской гребли, которая началась в Санкт-Петербурге в середине XIX века при участии живших там британских торговцев. Крис посещал Санкт-Петербург в 1990 г. и своими глазами видел былое величие и нарастающий упадок гребли в этом городе.
Мы с Крисом садимся за столик в кафе его Музея, за чешкой эспрессо обмениваясь обычными вопросами и текущих делах, я включаю диктофон и открываю блокнот. Это мой второй визит в Музей к Крису, первый был два года назад, после нашего официального знакомства на ежегодном банкете британской федерации гребли. В ту первую нашу встречу меня сразу привлекла неподдельная увлеченность Криса своим делом, не показная, а внутренняя твердая уверенность в его важности. «Вот человек, которому в нашей повседневной суете удается думать о вечном» - отметил я. Мне показалось, что интерес был обоюдным, и мы планировали сотрудничество в области истории науки о гребле. Однако, два года пролетели, как две минуты в суете повседневных дел. Мне так и не удалось увидеть коллекцию старинных гребных эргометров, которую друг Криса хранит где-то в сарае на своей ферме и не удалось сделать ничего полезного для Музея. Хорошо, что теперь есть конкретный повод: я давно собирался написать эту статью и откладывать уже больше нельзя.
- Когда Вы познакомились с греблей и чего Вам удалось добиться в ней, как спортсмену? – спрашиваю я.
- Я впервые сел в лодку в 1960-х годах, когда учился на факультете журналистки в университете Ноттингема. Гребля меня сразу очень увлекла, но я так и не смог пробиться в первую команду университета для участия в Национальном первенстве. Так что я – «гребец университетского уровня» - говорит Крис с улыбкой.
- Как Вы пришли к идее создания Музея?
- После университета я работал корреспондентом и редактором колонок в «Гардиан» - одной из крупнейших британских газет. В 1969-м я написал свою первую статью о гребле, а с 1975-го стал постоянным автором раздела гребли. В 1981-м я издал свою первую монографию по истории Королевской Хенлейской Регаты. На Олимпиаде-84 в Лос-Анджелесе я был аккредитован в качестве корреспондента на гребной регате, которая проходила в Санта-Барбара, знаменитом месте действия голливудских «мыльных опер». Там была организована прекрасная выставка по истории гребли в Америке. Тогда-то мне и пришла мысль создать постоянный Музей гребли.
- На Олимпиаде-84 Стив Редгрейв выиграл свою первую золотую медаль, а мы ее пропустили из-за бойкота по политическим мотивам и не видели той выставки по истории гребли. Что Вы думаете о политике в спорте?
- В нашем Музее есть стенд на эту тему. На нем – совместное фото американской и советской восьмерок, победителей и серебряных призеров Олимпиады-52 в Хельсинки. Тогда Советский Союз впервые принял участие в Играх и началась борьба супердержав на спортивных аренах. Так вот, после окончания гонок советские гребцы пригласили своих американских соперников на чай в свою Олимпийскую деревню (спортсмены Востока и Запада жили тогда в разных деревнях). Американцы все были из военно-морской академии, поэтому они должны были просить разрешения на отлучку. Начальство им не разрешило общаться с Советами, но они все равно пошли. Это был, наверное, первый пример давления политиков на спортсменов и первое сопротивление ему. В 1980 г. британские гребцы проигнорировали призыв премьер-министра миссис Тэтчер присоединится к американскому бойкоту Игр и выступили в Москве. Я понимаю, что через четыре года советским спортсменам было труднее сделать подобное.
- Известно, что гребля - самый популярный Олимпийский вид спорта в Британии, уступающий только профессиональным футболу, регби и крикету. Все также знают о почитании британцами традиций, популярности здесь различных музеев - в одном Лондоне их насчитывается сотни. Удивительно, что два эти сомножителя смогли произвести Музей Гребли лишь сравнительно недавно.
- Ну это не совсем так, предметы истории гребли сохранялись и их можно было увидеть в кают-компаниях почти каждого гребного клуба. Однако, специальный музей появился, действительно, совсем недавно. Это, впрочем, характерно и для других спортивных музеев, которые появились в 1990-х годах: музей футбола в Престоне (недалеко от Ливерпуля и Манчестера), музей тенниса в Уимблдоне, музеи регби, гольфа и конного спорта в различных районах Лондона. Лишь музей крикета на знаменитой «площадке Лордов» в Лондоне намного старше – он появился почти три века назад. Для обмена информацией и опытом создана специальная организация «Сеть спортивного наследства». Впереди создание музеев других популярных видов спорта: легкой атлетики, велоспорта, плавания.
- С чего начинался Музей?
- Пять лет потребовалось для того, чтобы идея Музея «созрела» и только в 1989-м Дэвиду Ланн-Роклиффу (тогда руководителю федерации гребли) и мне удалось созвать собрание заинтересованных в истории гребли людей с намерением организовать музей. Тогда у нас не было ни единого предмета для экспозиции! Через несколько лет, когда мы получили разрешение на строительство здания по проекту архитектора-минималиста Дэвида Чипперфилда, добрый случай свел нас с Мартином Арбибом, теперь сэром Мартином, основателем Invesco Perpetual – одной из крупнейших инвестиционных компаний. Его Фонд Арбиба не только внес 4 млн. фунтов на строительство и организацию музея, но и продолжает щедрое финансирование проекта до сего дня. Сэр Мартин, также, подарил первый экспонат Музея – кремневый топор, который его жена Сэлли нашла на своей ферме в долине Темзы и возраст которого специалисты определили в четверть миллиона лет.
- Интересно название: «Музей Реки и Гребли».
- Название Музея очень важно и мы долго думали над ним. Задача была – привлечь как можно больше публики с различными интересами. Мы сознательно убрали из названия имя города Хенли, чтобы у музея не было локального оттенка. В то же время, просто «Музей Гребли» был бы неинтересен тем, кто интересуется местной историей.
В 1994-м идея Музея окончательно оформилась в виде трех направлений: местного (Хенли и окрестности), национального (река Темза) и интернационального (Гребля). Поэтому, Музей состоит из трех основных галерей, представляющих эти направления. Кроме того, в Музее имеется замечательный галерея для детей «Ветер в ивах» по мотивам популярной детской истории Кеннета Грэма («The Wind in the Willows» by Kenneth Grahame), который делает Музей прекрасным местом для семейного отдыха. Есть, также библиотека, магазин сувениров и книг, кафе, помещения для семинаров и офисы сотрудников музея.
Когда ее Величество Королева официально открыла здание в ноябре 1998, у нас уже был уникальный набор лодок, возглавляющий разнообразную и растущую гребную коллекцию, а также значительные коллекции посвященные городу Хенли и Темзе.
- Как развивается Музей?
За последние десять лет коллекция лодок выросла до 50 экземпляров. Библиотека имени Келлера накопила сотни томов книг и периодики по гребле, выросла огромная биографическая база данных. Десятки объектов, частей инвентаря и изображений были приобретены – некоторые целенаправленно, некоторые случайно, а большинство благодаря щедрости людей, которые нашли благодарное обиталище для свидетельств забытых достижений. Для гребного мира Музей предоставляет свободный доступ к собранию архивов гребных клубов, а также к хранилищу и экспозиции гребных раритетов федерации гребли. В Музее хранится полный список всех гребцов, выступавших за сборную команду Британии на Олимпийских Играх.
Одной из последних инициатив Музея стала реорганизованная в 2006 г. международная галерея гребли имени Шварценбаха (другого спонсора), которая включила экспонаты, приобретенные после 1998 г. Экспозиция включила исторические линии по экстремальной и профессиональной гребле, а также оставила место для временных выставок в честь юбилеев гребных клубов и регат. Сейчас это место занято гребным клубом Университета Дарэма (на севере Англии), а скоро туда переместиться экспозиция Колледжа Магдалины и Шанхайского гребного канала.
Сейчас Музей представляет более сотни специальных экспозиций, включая знаменитые «Золотые весла на Олимпиадах», «Американцы на Хенлейской регате», «Красота и Лодки» - о ранней английской гребле, «Битва Синих» - о знаменитой гонке лодок между Оксфордом и Кембриджем. Успехи британских гребцов на последней Олимпиаде были освещены выставкой «Ступени к Пекину». В следующем году будет представлена выставка о более чем полувековом соперничестве гребных династий Келли из Филадельфии и Бересфордов с Темзы. Из этого становится ясно, что Музей не почивает на лаврах после того, как он выиграл звание Здания Года и Музея Года в 1990-х годах.
Недавно мы открыли программу субботних семинаров, где все желающие могут услышать ведущих гребцов, тренеров, деятелей культуры, специалистов по краеведению и реке Темзе. Кстати, в эту субботу выступает Ваш старый знакомый, главной тренер Национальной команды Пол Томпсон – милости просим.
- Какова популярность Музея?
- За 2008 г. Музей принял более чем 105 тыс. посетителей. Большой популярностью пользуются образовательные программы музея, которые доступны для всех возрастов, включая курсы и лекции для всех желающих, членов общества «Друзья Гребли», а также группы поддержки галереи гребли. Открывшийся в 2006 г. образовательный центр удвоил наши возможности. Музей является партнером нескольких университетов и колледжей, в которых музейное дело есть в учебных программах и которые включают греблю в свои спортивные программы. Только что закончилась неделя школьных каникул, которая была для нас очень напряженной: мы принимали до десятка автобусов в день с учениками школ и колледжей из различных областей страны.
В дополнение к лекциям, в сотрудничестве с обществом «Друзья Истории Гребли» в октябре 2009 г Музей принимает свой второй Форум по Истории Гребли. Первый был проведен в 2007 г., когда Боб Яносек, бывший чешский и британский тренер, а теперь производитель лодок был главным докладчиком.
Наш музей пока является единственным в мире специализированным музеем гребли. Однако, при некоторых морских музеях существуют специальные галереи, посвященные гребле. Одной из крупнейших является галерея при музее «Mystic Seaport» на северо-восточном побережье США, с которой мы поддерживаем тесные партнерские отношения: информационную систему для историков гребли, а также форумы на сайтах для общения членов и обмена информацией.
- Какие у Вас планы на будущее?
- В планах у нас – новый центр открытий на реке, развитие Галереи Темзы, возведение хранилища лодок рядом с британским гребным центром на канале имени Редгрейва-Пинсента в Кавершаме, возведение сада рядом с Музеем в традиционном английском стиле.
Главные наши планы связаны с Олимпиадой-2012 в Лондоне. Мы планируем организовать большую выставку в рамках культурной программы Игр, не только по гребле, но и по другим видам спорта, популярным в Британии. Ведь мы придали современный вид многим из них: создали правила, инвентарь и методику подготовки. Все мы связывает очень большие надежды с предстоящими Играми, надеемся, что сможем раскрыть истинный дух и традиции Британского спорта и сделать лондонскую Олимпиаду лучшей в истории.
- Что бы Вы посоветовали создателям подобных музеев?
- В первую очередь, важно посмотреть – что уже имеется в плане истории гребли: есть ли разделы по гребле в других музеях, например военно-морских или посвященных корабельному делу, есть ли собрания или отдельные предметы гребной старины в клубах. Нужно наладить конструктивное сотрудничество всех заинтересованных сторон, ни в коем случае нельзя соперничать, поскольку наша область достаточно узка и в ней вряд ли найдется место для конкуренции. Музейное дело – это ведь целая наука и ей нужно учиться у специалистов из других областей (художественных, исторических музеев), которые имеют намного больший опыт и традиции, чем мы.
Важно сотрудничество с государственными образовательными учреждениями, спортивными федерациями и клубами. Любой музей выполняет в первую очередь образовательную функцию и следует вписать его деятельность в интересы местных школ, колледжей и университетов. Именно поэтому мы включили в свой Музей галереи реки Темзы и Хенли, а также образовательный центр с аудиториями для занятий.
Невозможно обойтись без взаимодействия с местными властями. Кстати, у нас с ними отношения совсем не безоблачные. Я буду просто счастлив, если однажды мэр города Хенли скажет: «Это мой Музей». Тем не менее, нам удается убеждать их в важности и полезности Музея для города.
Конечно, не обойтись без серьезного финансирования проекта и нужно искать и заинтересовывать состоятельных людей. Все мы знаем, что такие люди есть сейчас в странах восточной Европы и мне представляется, что возможность увековечить свое имя – достаточно притягательный стимул для сотрудничества. Трудно рассчитывать, что входная плата покроет все расходы музея (у нас она составляет 7 фунтов для взрослого и 5 фунтов для студентов и пенсионеров) – ведь если сделать ее высокой, мы недосчитаемся большинства посетителей. Наш Музей функционирует на основе некоммерческого благотворительного траста и получает дотации из нескольких источников: фонда Арбиба, агентства спортивных лотерей при министерстве спорта, комитета стюардов Королевской Хенлейской регаты и нескольких менее крупных спонсоров.
Нужно постоянно думать - кто и зачем может придти в музей, стараться привлечь как можно больше различных категорий посетителей и для каждого придумать что-нибудь интересное. Важно, чтобы музей был близок к местам, которые посещает много людей: туристическим достопримечательностям, местам публичного отдыха. Совсем немногие могут специально поехать за тридевять земель смотреть на небольшой музей. Очень важно иметь хорошее кафе: к нам люди приходят семьями и группами, кому-то интересны наши экспозиции, кто-то просто пьет кофе и гуляет по берегу Темзы.
И наконец, создание и поддержание любого музея – это истинное творчество, а оно невозможно без настоящего энтузиазма, увлеченности своим делом. Нам удалось собрать коллектив единомышленников, которые работают не за деньги (хотя и без них тоже не обойтись) а «за совесть». В этом я вижу главный «секрет» нашего успеха.
* * *
Мы заканчиваем нашу беседу, и Крис с благодарностью принимает в дар Музею образец измерительной уключины, которую я изобрел более 20 лет назад. С тех пор мне удалось сделать почти десяток других, более совершенных разработок и я думал, что то первое изобретение совсем забыто. Однако, совсем недавно случайно обнаружил, что оно послужило прототипом для патента Пола Хейнца из Кембриджа, создателя современной измерительной системы Peach Innovations, которая стала коммерческим продуктом и используется Национальной командой Великобритании. Крис сказал мне, что Юрген Гроблер также обещал подарить биомеханический «чемоданчик», привезенный из ГДР. А может быть, найдутся и еще более ранние образцы – ведь прикладная биомеханика гребли ведет свою историю с 1890-х годов. Было бы интересно когда-нибудь увидеть в Музее стенд с коллекцией на эту тему.
Мы делаем фото на память и расстаемся с Крисом, надеясь, что ненадолго. И все же хорошо, что в мире есть Музеи – они помогают нам не забывать о важном и вечном в суете неотложных повседневных дел.
Ссылки
Сайт Музея http://rrm.co.uk
Сайт «Сеть спортивного наследства» (www.oursportinglife.co.uk (2009 Валерий Клешнев, 28.02.2009, http://www.academist.moy.su/news/2009-03-03-58)
Сайт музея
Сайт «Сеть спортивного наследства»
|