Последние месяцы оказались довольно насыщенными для азербайджанских гребцов, выступавших на крупных регатах в Москве, Германии и Польше. Спортсмены из Азербайджана удачно проявили себя на этих соревнованиях, получив международное признание, что может стать важным шагом на пути к дальнейшим победам. Успехи гребцов стали поводом для того, чтобы встретиться с президентом национальной Федерации Эльчином Зейналовым, который рассказал azerisport.com о перспективных планах, насущных проблемах и о продолжающейся реконструкции Гребной базы в Мингечявире.
На последних регатах здорово проявили себя представители академической гребли. Можно сказать, что этот вид является для нас своеобразным локомотивом и на него делается особая ставка?
Для начала хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю. В мире существуют две международные структуры по гребле - это FISA (Международная Федерация академической гребли) и ICF (Международная Федерация гребли на байдарках и каноэ). Как Вы знаете, еще в союзные времена в Мингечявире располагался центр для занятий академической греблей, позволявший тренироваться ежегодно, в том числе и в зимний период. Естественно там были и местные тренера и спортсмены, поэтому академическая гребля имела свою школу в Азербайджане.
А вот с байдарками и каноэ ситуация была совершено иной – центр подготовки располагался в Поти. У нас тоже были именитые спортсмены, выступавшие в этих видах, но разница в классе между местными и тамошними специалистами ощущалась. Для исправления ситуации необходимо было набирать спортсменов и тренеров и понять одну вещь – результата от спортсмена можно требовать не раньше четырех-пяти лет после начала его тренировок. Ведь техника, навыки, сила нарабатывается после нескольких сот тысяч километров дистанции, которую ты преодолел. А этот километраж набирается в течение пяти-шести лет, то есть за год добиться высоких достижений просто нереально.
Значит, возникает вопрос необходимости привлечения легионеров? Да, как спортсменов, так и тренеров. Не стоит забывать, что для атлета огромное значение имеет своеобразный маяк. Для того, чтобы начинающий атлет понял, какова его скорость и техника, он должен видеть впередиидущего, спортсмена, с которого можно брать пример. Ведь когда перед тобой – атлет международного класса, ты видишь его отношение к тренировкам, спорту, смотришь на его технику, силу, перенимаешь опыт. Поэтому, в гребле на байдарках и каноэ мы призвали под наш флаг спортсменов из-за рубежа, чьи результаты нас радуют. Если говорить о выступлениях в прошлом сезоне, то на одном из этапов Кубка мира Валентин Демьяненко показал лучший результат года. В мае наши каноисты на очередном этапе Кубка мира выиграли две серебряные и одну бронзовую медаль. Это что касается зачета среди взрослых.
А как обстоят дела с ближайшим резервом? У нас готовится очень хорошая местная молодежь. Как вы знаете, в 2010 году состоится Юношеская Олимпиада в Сингапуре, отбор на которую будет произведен по итогам первенств мира во Франции (академическая гребля) и в Москве (байдарки и каноэ). Соответственно, мы уже сейчас готовим команду, причем, перспективные ребята у нас есть в каждом виде программы. У них есть потенциал, они могут побороться за лицензию, а еще через год или два показать хорошие результаты на первенствах мира в своей возрастной категории. К тому же мы усилили и тренерский штаб – юношескую и молодежную сборную по байдаркам возглавил немецкий специалист Йохан Цюльке, готовящий ребят к первенству мира в Москве, тогда как украинец Василий Колбановский работает с юными каноистами. Кстати, 22 июня юношеская команда по байдаркам и каноэ отбывает в Польшу, где пройдет крупная международная регата, а оттуда Рамиль Мамедов поедет на молодежное первенство Европы в Бранденбург. То есть, если у представителей академической гребли насыщенными были последние месяцы, то теперь своеобразную эстафету у них перехватывают гребцы на байдарках и каноэ.
И все-таки, каково нынешнее положение дел в академической гребле? Здесь у нас, к сожалению, или к счастью, легионеров нет. То есть отсутствие готовых спортсменов не позволяет нам выступать в соревнованиях среди взрослых, зато команда активно участвует в юношеских и молодежных турнирах. Причем, некоторым нашим гребцам оказывает содействие и командование Военно-Морских сил страны, в частности Кямалу Мамедову, который в составе четверки недавно выиграл золотую медаль на Большой Московской регате. Почему у «академиков» нет легионеров? Просто я не сторонник приглашения зарубежных атлетов, у которых нет большой перспективы. Хотя предложений по легионерам было очень много, в том числе из Украины, США, Канады, но спортсмены не соответствовали нашим стандартам. Но если попадется достойная кандидатура, то мы ее непременно рассмотрим. Соответственно, пока у нас нет успехов в соревнованиях среди взрослых, но у нас собралась достаточно хорошая молодежь. На днях из Германии вернулся главный тренер сборной Азербайджана Рудигер Хауффе и мы с ним сошлись во мнении, что есть материал, с которым можно работать. В нашем распоряжении как минимум пятнадцать гребцов – кандидатов в первую сборную. К тому же в поле зрения находятся ребята более младших возрастных групп из Баку, Мингечявир, заявивших о себе на чемпионате страны и подающих надежды. А возможно с будущего года наши «академики», ныне выступающие на молодежном уровне, смогут попробовать свои силы и в стартах среди взрослых. Это, конечно же, будет зависеть от их степени готовности.
А какова стратегия и цель национальной Федерации, если говорить в глобальном смысле? Сейчас у нас одна цель – завоевать лицензии на Юношескую Олимпиаду в Сингапуре, как в академической гребле, так и в зачете байдарок и каноэ. Это своеобразная задача-минимум. Ну а максимум – достойное выступление на этих Играх и попадание в финал. Ну а если говорить о долгосрочной перспективе, то этих же ребят будем готовить к лицензионным стартам за право попадания на Олимпиаду-2012 в Лондоне. То есть до Лондона у нас все расписано.
Есть ли задумки о проведении в Азербайджане регаты на постоянной основе, которая вошла бы в международный календарь? Безусловно. К тому же второй год подряд проводится международная регата на Кубок Президента. На дебютном соревновании прошлого года у нас в гостях были команды России, Ирана и Грузии, а в этом сезоне на турнире выступили гребцы из Грузии. Ну а в будущем году, когда Гребная база «Кюр» будет готова к полной эксплуатации, мы планируем принять больше гостей. И, конечно же, в будущем постараемся включить эту регату в мировой календарь.
Как за рубежом воспринимают шаги по развитию гребли в Азербайджане? Интерес к процессам, происходящим у нас, заметно повысился. Этому способствовал и фурор гребцов академического стиля Теймура Куцебы и Александра Глотова, который они произвели в Германии. Если на первой регате в Мюнхене многие просто не могли понять, откуда взялась двойка из Азербайджана, учитывая высокий статус соревнования. Но после успеха в Мюнхене, где команда выиграла «бронзу», к нашим спортсменам начала присматриваться, интересоваться развитием гребли в Азербайджане. Более того, представители Германии выразили крайнюю заинтересованность приехать в республику, привезти свою команды на сборы в Мингечявир и поучаствовать в Кубке Президента. Естественно, гребная база с ее уникальной инфраструктурой даст еще больший толчок развитию гребли. Она даст возможность проводить больше стартов, оценивать соперников, наблюдать за их методом тренировок, перенимать лучшее.
Что как президента Федерации Вас беспокоит на сегодняшний день? Таких моментов довольно много. Меня очень сильно беспокоит то обстоятельство, что заниматься греблей возможно только в Мингечауре. В Баку, где людской потенциал намного выше, полноценных условий для занятий нет. К тому же к процессу культивирования гребли привлечены только Мингечявир с Баку, хотя прекрасные озера есть в Габале, Али-Байрамлы, Нефтичале, Дашкесане. А ведь как отбирались спортсмены в сборную во времена Союза? Тысячи юношей из Тихоокеанского, Северного флотов, Сибири, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов проходили первичный отбор, после которого отсеивалось семьдесят процентов гребцов. В итоге, выбиралось несколько спортсменов, отправлявшихся на базу в Мингечявир, где и оттачивали свое мастерство. И хотя у СССР были определенные успехи в гребле, они не являлись ведущей державой. На сегодняшний день в Германии только в классе безрульных «двоек» в академической гребле насчитывается тридцать два экипажа. Представляете, какая широта выбора? Поэтому если не создать в Баку условий, учитывая что Каспий, где триста дней в году дуют ветра, для этого не подходит, и не культивировать греблю в других регионах страны, то говорить о выдающихся результатах будет сложно.
Еще на каких проблемах можно заострить внимание? В Академии Спорта отсутствует кафедра гребли. Тогда откуда мы должны брать тренеров? Мы пригласили нескольких наставников, работавших еще во времена СССР, то это люди предпенсионного возраста. Что будет через пять-десять лет? Хорошо, построим гребную базу, но кто будет воспитывать спортсменов? Можно пригласить трех-четырех тренеров из-за рубежа для нужд сборной, а кто будет заниматься детьми на местах?
Еще один вопрос связан с медициной. В циклических видах спорта без нее добиться серьезных результатов невозможно, так же как в других дисциплинах. Однако аналогов нагрузок, которые испытывают гребцы во время тренировок и турниров, нет ни в одном другом виде спорта. Однако у нас уровень спортивных диспансеров и клиник оставляет желать лучшего. Поэтому во время турниров в Мюнхене, Кельне и Гамбурге наших ребят консультировал врач сборной Германии.
Очень сильно волнует то обстоятельство, что пока к занятиям не удается привлечь к занятиям достаточное количество девочек. Да, на последнем чемпионате страны у нас были женские классы лодок в академической гребле и на байдарках, но, к сожалению, количество пока не соответствует требуемому, не говоря о качестве.
Еще один немаловажный момент – образование. Выезжая на сборы, и соревнования спортсмены, естественно, пропускают учебу. Конкурс же при приеме в институт довольно жесткий. Ребята, находясь на сборах, не успевают на экзамены или же получают неудовлетворительные оценки и все это не может не беспокоить. Но выход есть – это спортинтернаты. Я неоднократно говорил о том, что гребная база в Мингечявир станет уникальным местом для спортсменов, так как в этом комплексе есть возможность заниматься всеми видами спорта, за исключением конного спорта и велотрека. Там будет пятидесятиметровый бассейн, отвечающий всем олимпийским стандартам. В спортивном зале могут организовывать сборы боксеры, борцы, дзюдоисты и т.д. Прямо через дорогу будут три футбольных поля с легкоатлетическими дорожками. Но если у нашем распоряжении есть эта база, спортсмены должны иметь возможность тренироваться, не отрываясь от учебы. Там так и проситься создание спортинтерната, куда можно было бы набирать талантливых юношей и девушек. И я думаю, что даже в Баку не будет таких условий для атлетов.
|