Rambler's Top100
Четверг - 25.04.2024 - 04:50:35 * За`rowing` тесь! *
.:: ::.
На главную| rowing-az
Fair Play
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва ...
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва ...
МАВДата: Пятница, 03.10.2008, 21:55:08 | Сообщение # 1
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва "О школьной и студенческой гребле в Великобритании"

Эта статья http://rowing-az.clan.su/news/2008-09-25-137 "О школьной и студенческой гребле в Великобритании" Валерия Клешнева для желтой прессы.
На извечный вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Автор ответа не дает и не даст, ему мешают демократические принципы среды его ПМЖ.
Но диспут это не демократический базар!
Поэтому в диспуте специалистов высокого класса можно найти истину.
Америка.
Стивен Сейлер.
Почему?
Почему немецкие гребцы (и итальянские, тоже мировые лидеры) приняли эту философию тренировки?

Несколько лет назад я натолкнулся на обширные данные, собранные по немецкой сборной гребцов их же физиологами.
В 50 - 60-е годы немцы (и советские гребцы) тренировались со зверской интенсивностью, и те, кто не выдерживал, заменялись.
В начале и середине 60-х годов подход немцев к тренировке был совсем другим, с большим акцентом в сторону высокоинтенсивной интервальной подготовки. Они обнаружили, что в значительной степени они достигли высоких результатов с этой тренировочной программой. Они не видели постоянного прогресса среди своих элитных спортсменов. Каждый год они поднимались к тому же самому уровню, вновь падали вниз после сезона и повторяли весь процесс в следующем сезоне.
Тогда они изменили состав тренировок в сторону большего объема, меньшей интенсивности (меньше убийственных интервалов с максимальной скоростью), и начал проявляться долговременный прогресс.
Немцы стали слабее?
Ну, на самом деле во время этих тестов в конце 80-х они доминировали в гребле, умножая число мировых чемпионов во всех классах лодок. Значит, они работали.

Италия.

Доклад члена международной федерации по академической
гребле в г. Риге 6-8 февраля 1990 г. Тора НИЛЬСЕНА

1. ОСОБЕНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРЕБЦОВ
В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ.

Я думаю, в будущем советские спортсмены должны будут уменьшить время на подготовку, так как в скором времени, как мне кажется, не будет такой финансовой поддержки как было это ранее, тем более, что они не выигрывают так много медалей, как гребцы капиталистических стран.
Уже существует такая тенденция в соц. Странах, как в Болгарии, ЧССР, Венгрии, Югославии, где государство не может уже поддерживать спортсменов в финансовом отношении так, как это было ранее.
Если говорить о подготовке советских гребцов, то, по-моему, они работают слишком много, но не эффективно. Когда я бывал на БМР, я видел много прекрасных советских команд, которые могли выиграть медали на Чемпионатах мира, но этого не происходило.
В западном мире тренеры работают так, чтобы не терять лишнего времени на ненужную тренировочную работу. Они знают, что в зависимости от того, сколько они вкладывают в подготовку, столько и получают в спортивном результате. А если тренер работает со спортсменом 10-12 месяцев в году, выполняет большой объем работы, он должен рассчитывать на большое количество медалей. Если этого не происходит, значит, тренер делает что-то не то.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Пятница, 03.10.2008, 21:57:10 | Сообщение # 2
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 1)
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва "О школьной и студенческой гребле в Великобритании"

Россия.
Не демократическая J

От редакции журнала "Теория и
практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru
Публикацией дискуссионной статьи профессора Ю.В. Верхошанского мы открываем на страницах нашего журнала широкую дискуссию по проблемам теории и методики спортивной тренировки. Не отрицая несомненных достижений советской и российской научной школы в этой области, мы не можем пройти мимо заметных противоречий во взглядах современных специалистов на эти проблемы и возросших потребностей практики в новых идеях для совершенствования систем спортивной тренировки на разных этапах подготовки атлетов. Надеемся, что свободный обмен мнениями и аргументами, не ограничиваемый позицией редакции, послужит стимулом для творческого осмысления и практической реализации новых импульсов в развитии отечественной и мировой спортивной науки.

Ю.В. Верхошанский
Ныне уже нет сомнений, что так называемая официальная, т.е. включенная в программу для преподавания в ИФК теория спортивной тренировки, базирующаяся на рожденной в 60-е годы концепции т.н. "периодизации" тренировки и до сих пор настоятельно навязываемая спортивной практике, уже давно утратила свою теоретическую и практическую значимость.
Заявления о "всемирном признании" этой теории, мягко говоря, не соответствуют действительности. Наоборот, мнение широкого круга зарубежных - равно как и отечественных - авторитетов в области спортивной тренировки и тренеров-практиков свидетельствует как раз об обратном.
Наиболее острой критике КПТ подвергается со стороны специалистов по циклическим видам спорта.
Однако российские специалисты в циклических видах спорта, руководствуясь КПТ, применяют устаревшую методику тренировки, которая уже многие годы сдерживает рост спортивных результатов. Такая методика недостаточно научно обоснована и не в состоянии так обеспечить подготовку спортсменов, чтобы они стабильно показывали высокие результаты не на пресловутых "пиках спортивной формы", а на протяжении всего соревновательного сезона, как этого требует современный спортивный календарь.
Обширный экспериментальный материал не подтвердил эффективности поэтапного способа построения тренировки, предложенного Л. Матвеевым, и "пока неизвестно, сколько еще наши спортсмены будут расплачиваться за методические просчеты подобных концепций".
Специалистами обращается внимание на то, что успехи африканских (в частности, кеннийских) спортсменов объясняются главным образом не тем обстоятельством, что они "тренируются в горах и имеют генетическую предрасположенность", как это утверждалось советскими специалистами, а тем, что они не взяли на вооружение идеи "периодизации" в построении тренировочного процесса и вовремя поняли, что африканские спортсмены не должны копировать европейских".
В статье "Периодизация" - это серьезно или вздор?" (Periodization - plausible or piffle?) английский специалист рассматривает причины того, "почему концепция периодизации, базирующаяся на теории Матвеева, неприменима в современной подготовке в беге". В другой публикации тот же автор осуждает "рабское преклонение перед теорией периодизации, как это имеет место у бегунов восточноевропейских стран". Он указывает, что "ни советские, ни восточноевропейские бегуны (мужчины) не улучшали мировых рекордов в беге на средние дистанции и не завоевывали золотых медалей на олимпийских играх за последние 30 лет, а в то время как британские бегуны, которые не воспринимали русскую концепцию периодизации, имели такие достижения. Британские бегуны начали использовать схему матвеевской периодизации после 1980 года и с этого времени их результаты обнаружили тревожную тенденцию к снижению".
Небезынтересно отметить, что если КПТ была безоговорочно принята в бывших соцстранах, то в большинстве других стран мира она не нашла широкого применения

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Пятница, 03.10.2008, 21:59:13 | Сообщение # 3
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 2)
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва "О школьной и студенческой гребле в Великобритании"

Вячеслав Иванов:
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200310161932901 (Полный текст статьи приведён ниже)
Как вы оцениваете нынешнее положение дел в гребле?
- Итоги катастрофические. Впрочем, и в старые времена в академической гребле желаемое выдавали за действительное. Не было превосходства советской школы над другими. Были успехи отдельных спортсменов - Тюкалова, Иванова, Малышева, Сасса, Тимошинина... А вот в гребле на байдарках и каноэ мы всегда были лидерами. Так что выступление наших байдарочников на последнем чемпионате мира считаю безобразием. Что же касается академической гребли, то у нас несовершенна система тренировочного процесса, поэтому зачастую нашим не хватает скорости. Мне кажется, надо менять методику подготовки. Многие спортсмены увлеклись "накачиванием мускулов", их давят объемами тренировок, а это в корне неправильно. Например, все ведущие в мире специалисты по циклическим видам спорта на первое место ставят скоростную подготовку, а на ее базе развивают выносливость. А у нас, к сожалению, наоборот. Ну да это долгая тема.

Юрий Малышев:
Сейчас преемственность слабая. Так что надо и с юношами работать внимательнее. Увы, нет у нас пока единого подхода в технике гребли, методике подготовки. У нас, увы, все оказалось размыто. И это серьезный минус. Приходит молодежь в сборную – как новички. Я понимаю так: если человек пришел в сборную команду, его надо только подвести. Давай нагрузки правильно, методически веди… Но приходят люди, которых порой надо обучать с азов. А ведь они пришли из резерва. То есть преемственность слабая. Одни тренеры увлекаются нагрузками, стремясь поскорее получить результат. Получили свое – и дальнейшее их, как говорится, не колышет. Другие пристроились, есть у них группы, мягко так едут – и довольны этим. Да, это вопрос очень серьезный.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Пятница, 03.10.2008, 22:01:53 | Сообщение # 4
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 3)
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва "О школьной и студенческой гребле в Великобритании"

Селуянов В.Н.

Концепция тренинга в 21 веке.
Весь ХХ в. в теории спортивной тренировки господствовал голый эмпиризм, и главные принципы, которые предлагали тренеры своим ученикам, были увеличение количества километров и улучшение качества (интенсивности) тренировочной нагрузки. Чем больше времени проведешь в спортзале, на стадионе, на лыжне, беговой, водной дорожке... тем более высокий спортивный результат и получишь. Методика тренировки была ориентирована на "нагрузочный" подход, её сверхзадачей считались суперобъемы и сверхнапряжения.
- система подготовки спортсменов в наших сборных направлена на уничтожение олимпийцев. И она уничтожала всех, за исключением наиталантливейших для данной системы подготовки, которые только благодаря своей мышечной композиции и интуиции, подсказывающей, когда надо снизить нагрузку, сумели уцелеть в анаэробных перегрузках соревновательного периода.
- не знаю ни одного тренера, который был бы хорошо образован. Их нет в природе. Как нет и развитой теории спортивной тренировки, основанной на биологических основах. Спортсмены и тренеры вообще люди биологически неграмотные. Они как дети, нигде не учились...

http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998N3/p46-50.htm (Полный текст статьи приведён ниже)

Цель этой статьи - рассмотреть основные противоречия в развернувшейся дискуссии и предложить направление развития ТСТ.
Эмпирический этап развития ТСТ. Эмпирическая стадия развития науки (как и любого эмпирического исследования) включает следующие этапы:
1) сбор фактического материала;
2) группировка, классификация, систематизация;
3) выявление эмпирических закономерностей для данной выборки;
4) переход от выборочных данных к обобщениям, свойственным генеральной совокупности изученных объектов. На этом эмпирическая стадия заканчивается. Важно заметить, что заканчивается она при полном непонимании смысла (сущности) изученных явлений. Поэтому и возникает потребность в развитии теоретической стадии развития науки (конкретного исследования).

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Пятница, 03.10.2008, 22:03:17 | Сообщение # 5
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 4)
Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва "О школьной и студенческой гребле в Великобритании"

ТСТ получила свое относительно полное выражение в 60-70-е гг. в результате обобщения научных данных А.Д. Новиковым, В.М. Зациорским , Л.П. Матвеевым . Результаты исследований были приведены в учебниках для институтов физической культуры. С тех пор прошло более 20 лет, вышел новый учебник, однако никаких существенных изменений в нем не произошло. За прошедшее время появились оппоненты: А.Н. Воробьев, А.П. Бондарчук, предлагавшие новые варианты описания ТСТ. Л.П. Матвееву эти замечания, видимо, показались малосущественными, поэтому не нашли отражения в новых учебниках. Такое отношение к фактическому материалу, в котором дано описание планирования нагрузок в тяжелой атлетике и легкоатлетических метаниях, вызывает недоумение. Ученый эмпирик не может игнорировать фактический материал, поскольку не понимает смысла явлений. Его задача - собирать фактический материал, классифицировать по формальным признакам и объективно представлять в публикациях. Недоумение быстро проходит, когда вспоминаешь недавнюю историю. В частности:
1) в 50-60-е гг. всеобщая политическая борьба с космополитизмом (в биологии во главе с Т. Лысенко, который также не признавал очевидных фактов, полученных менделистами-морганистами) вела к искажению логики эмпирического исследования, прививала привычку отбрасывать факты, не угодные лидирующей идеологии;
2) в 60-70-е гг. в науку о физическом воспитании стала с трудом проникать математическая статистика, поэтому большинство специалистов, сформировавшихся в 50-60 гг., так и не научились ею корректно пользоваться, а именно, корректно выполнять обобщения от выборочных данных к генеральной совокупности.
Обратимся теперь к статье Ю.В. Верхошанского (в № 1 этого журнала за 1998г.). Из ее контекста нетрудно заметить, что он и, как он думает, иностранные коллеги находят в работе Л. П. Матвеева недостатки:
- ТСТ , в частности теория периодизации спортивной тренировки, не обладает свойством всеобщности, поскольку не согласуется с практикой подготовки высококвалифицированных спортсменов 80-90-е гг. в спортивных играх, тяжелой атлетике, скоростно-сило-вых видах спорта и многих других;
- ТСТ была построена на экспериментальных фактах 50-60-х гг. и уже поэтому не может рассматриваться адекватной в новых условиях нашего времени, при изменении режима питания, методическом обеспечении контроля, тренировки и процессов восстановления, например фармакологического обеспечения;
- ТСТ не учитывает фактического материала, накопленного в смежных науках, например в биологии спорта. Этот недостаток рассмотрим в следующем разделе.
Таким образом, ТСТ, возникшая в 50-60-е гг., впитала в себя недостатки развития науки в нашей стране того периода: игнорирование неугодного фактического материала, выполнение обобщений, выходящих за пределы генеральной совокупности наблюдаемых объектов, и продолжает сохранять их до настоящего времени.


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:21:10 | Сообщение # 6
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
№ 193 за 16.10.2003
ОН ГРЕБ, А "ЗАГРЕБАЛИ" ДРУГИЕ

ЗНАМЕНИТЫЙ СПОРТСМЕН, ТРЕХКРАТНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ ЖИВЕТ В 8-МЕТРОВОЙ КОМНАТЕ. ЗАТО ВОЗЛАГАЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ НАДЕЖДЫ НА 19-ЛЕТНЕГО ВНУКА АНДРЕЯ

Вячеслав Иванов в свое время не знал себе равных - трижды выиграл Олимпиаду в академической гребле среди "одиночников". Отправляясь к нему домой, думал, что окажусь в квартире-музее. Но попал в более чем скромную восьмиметровую комнатушку. - Я сам не предполагал, что так жизнь сложится, - горько усмехнулся чемпион. - Да и за этот угол приходится платить 250 долларов в месяц. Для меня, скажу честно, это накладно...

- Почему же такого титулованного спортсмена даже не обеспечили приличной квартирой?!

- Когда выиграл первую Олимпиаду в 1956 году, мне дали однокомнатную квартиру. Путем "расширения" удалось получить двухкомнатную. Но потом развелся с женой - и опять переезд. Пять лет назад купил двухкомнатную, прописал туда сына. А когда у сына подросли дети, посчитал нужным уступить им свою комнату, а позже и совсем съехал: благодаря недавно назначенной стипендии олимпийского чемпиона появилась возможность снять жилье.

- Говорят, вы добивались успехов не только в гребле, но и в других видах спорта?

- Спорт любил всегда. К бескорыстной любви, правда, прибавлялся и маленький материальный стимул. Во всяком случае получали за спортивные результаты талоны на обеды. Выполнил первый разряд по боксу в тяжелом весе. Готовился на "мастера" ("кандидатов" тогда не было). Но после Мельбурна руководство заставило бросить бокс. С большим удовольствием занимался лыжами - гонками и слаломом, парусным спортом...

- А когда вы начали зарабатывать на жизнь спортом?

- Какие в то время были у спортсменов заработки? Даже сейчас гребля - некоммерческий вид. В 1956 году я работал токарем на заводе имени Первого мая. А когда попал в сборную страны, то перед отъездом на международные соревнования принес на работу справку об освобождении. Но начальник отдела кадров почему-то ее проигнорировал, и в итоге я был изгнан "за прогулы". Правда, после победы на Олимпиаде меня приглашали выступить перед родным коллективом, но я был обижен и отказался. Позже, повзрослев, искренне по этому поводу переживал, ведь у меня на заводе много друзей было.

- Про вас тогда статьи насчет звездной болезни писали...

- Все началось с того, что в 1957 году я сильно болел в буквальном, не "звездном" смысле, а меня "выдернули" из больницы и в пожарном порядке заставили участвовать в Международных играх молодежи. В результате я был вторым после румына Ференце. После этого в одной из центральных газет появилась статья: гребец Иванов погуливает по ресторанам. Господи, какая чушь! У меня не было на это ни времени, ни желания, ни даже возможности. Обидно было ужасно...

(Продолжение статьи следует)


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:23:06 | Сообщение # 7
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение статьи)
№ 193 за 16.10.2003
ОН ГРЕБ, А "ЗАГРЕБАЛИ" ДРУГИЕ

- Но вам в свое время, кажется, доставалось не только от чиновников, но и от коллег по спорту?

- Если вы насчет моего извечного соперника Юрия Тюкалова, то это не совсем так. Он прекрасный, талантливый во многих областях человек. Едва выжил в ленинградской блокаде. Одержал много громких побед, сейчас - известный скульптор. Правда, помню такой случай. Перед чемпионатом СССР 1956 года подошли ко мне Тюкалов и Беркутов, попросили: им после гонки одиночек предстоит еще в двойке выступать против очень сильного украинского дуэта, так чтоб я со старта не рвался вперед - все равно буду первым. Они оба на финише выкладываться не станут. И вот идем мы с Беркутовым вровень, а Тюкалов оторвался вперед, но сбавлять и не думает. Тут Беркутов кричит мне: "Ты что медлишь, Славка? Ведь он уйдет!" Я отдал все свои силы на рывок и только в финишном створе едва "достал" Тюкалова. После награждения я ему говорю: "Ну что же ты, Юра?". А он мне: "Ну что теперь вспоминать - все равно ты выиграл". Пришлось списать на то, что его азарт одолел.

Другое дело - австралиец Маккензи. Перед Олимпиадой-56 в Мельбурне считался фаворитом. Я подошел к нему с просьбой дать автограф, он расписался, рядом нарисовал жирную единицу и многозначительно посмотрел на меня. Да и в олимпийской деревне донимал меня - на своей машине сзади подкрадется ко мне на "нейтралке", потом как газанет. Это он шутил так. В общем, на Олимпиаде он мне проиграл. А извинился передо мной за свои "мельбурнские проделки" только в 1962 году. Сказал "sorry" и низко поклонился. Даже приглашение на свадьбу присылал. Жаль, начальство меня не отпустило. В Спорткомитете купили фотоаппарат с хорошей оптикой, выгравировали дарственную надпись от моего имени и отослали.

Потом Маккензи подарил мне спортивный автомобиль. Не знаю, что уж его побудило: желание показать себя или в самом деле доброе отношение ко мне. Однако высокое начальство заставило меня написать ему вежливый отказ: дескать, спасибо, но у меня уже есть хороший "Москвич".

А больше всего мне доставалось от своих же. Перед Олимпиадой 1968 года в Мексике я уверенно обыграл своего конкурента Мельникова, а его тренер заверил высокое начальство, что гарантирует золотую олимпийскую медаль. После того как меня лишили места в сборной, Международный олимпийский комитет пошел на то, чтобы дополнительно допустить к стартам и меня. Но наш спорткомитет не позволил мне выступить даже на таких условиях.

- И чем же мотивировали?

- Сам не знаю. Вроде Иванов панически боится соседства Мельникова в заезде. А Мельников в Мехико даже в финал не попал. После этой истории я ушел из спорта.

- Со знаменитостями других видов спорта хорошо знакомы?

- Со многими близко дружу. С Борисом Лагутиным, Ларисой Латыниной, Алексеем Киселевым. Помню, когда плыли на корабле из Мельбурна, я на полном серьезе ухаживал за олимпийской чемпионкой, гимнасткой Лидией Калининой, жениться собирался. Да вот другой Иванов, футболист, меня опередил. И при встречах до сих пор обращается ко мне не иначе, как: "Опоздал ты, Иванов!" Но я не в обиде. У меня с его семьей прекрасные отношения. Я переживаю за его "Торпедо-Металлург". И особенно за Валентина-младшего. Лучший футбольный арбитр в стране, а так ему достается...

- Но если возвращаться к вашим семейным делам, то можно сейчас уже говорить о династии Ивановых-гребцов?

- Мой сын Николай спортивных успехов не достиг, а вот на внука Андрея у меня большие надежды. Ему 19 лет, и его экипаж-двойка - сильнейший в России в своем возрасте. Уверен, через пару лет Андрей проявит себя.

- Как вы оцениваете нынешнее положение дел в гребле? Недавно прошел чемпионат мира...

- Итоги катастрофические. Впрочем, и в старые времена в академической гребле желаемое выдавали за действительное. Не было превосходства советской школы над другими. Были успехи отдельных спортсменов - Тюкалова, Иванова, Малышева, Сасса, Тимошинина... А вот в гребле на байдарках и каноэ мы всегда были лидерами. Так что выступление наших байдарочников на последнем чемпионате мира считаю безобразием. Что же касается академической гребли, то у нас несовершенна система тренировочного процесса, поэтому зачастую нашим не хватает скорости. Мне кажется, надо менять методику подготовки. Многие спортсмены увлеклись "накачиванием мускулов", их давят объемами тренировок, а это в корне неправильно. Например, все ведущие в мире специалисты по циклическим видам спорта на первое место ставят скоростную подготовку, а на ее базе развивают выносливость. А у нас, к сожалению, наоборот. Ну да это долгая тема.

Настенко Георгий
© 1999−2008, АНО «Редакция газеты "Труд"»
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200310161932901


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:29:38 | Сообщение # 8
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Кандидат биологических наук, заведующий ПНИЛ РГАФКа В.Н. Селуянов
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: теория спортивной тренировки, история, физическая подготовка, моделирование.

Введение. Теория спортивной тренировки (ТСТ), как и всякая другая наука [11], исторически развивается от эмпирической стадии к теоретической. В 90-е годы начался интенсивный поиск путей преодоления эмпиризма в ТСТ. Статья Ю.В. Верхошанского, представленная в этом журнале, стала стимулом для продолжения дискуссии.

Цель этой статьи - рассмотреть основные противоречия в развернувшейся дискуссии и предложить направление развития ТСТ.

Эмпирический этап развития ТСТ. Эмпирическая стадия развития науки (как и любого эмпирического исследования) включает следующие этапы: 1) сбор фактического материала; 2) группировка, классификация, систематизация; 3) выявление эмпирических закономерностей для данной выборки; 4) переход от выборочных данных к обобщениям, свойственным генеральной совокупности изученных объектов [2,8]. На этом эмпирическая стадия заканчивается. Важно заметить, что заканчивается она при полном непонимании смысла (сущности) изученных явлений. Поэтому и возникает потребность в развитии теоретической стадии развития науки (конкретного исследования).

ТСТ получила свое относительно полное выражение в 60-70-е гг. в результате обобщения научных данных А.Д. Новиковым, В.М. Зациорским [5], Л.П. Матвеевым [б]. Результаты исследований были приведены в учебниках для институтов физической культуры [7,11]. С тех пор прошло более 20 лет, вышел новый учебник [7], однако никаких существенных изменений в нем не произошло. За прошедшее время появились оппоненты: А.Н. Воробьев [4], А.П. Бондарчук [1] , предлагавшие новые варианты описания ТСТ. Л.П. Матвееву эти замечания, видимо, показались малосущественными, поэтому не нашли отражения в новых учебниках. Такое отношение к фактическому материалу, в котором дано описание планирования нагрузок в тяжелой атлетике и легкоатлетических метаниях, вызывает недоумение. Ученый эмпирик не может игнорировать фактический материал, поскольку не понимает смысла явлений. Его задача - собирать фактический материал, классифицировать по формальным признакам и объективно представлять в публикациях. Недоумение быстро проходит, когда вспоминаешь недавнюю историю. В частности:

1) в 50-60-е гг. всеобщая политическая борьба с космополитизмом (в биологии во главе с Т. Лысенко, который также не признавал очевидных фактов, полученных менделистами-морганистами) вела к искажению логики эмпирического исследования, прививала привычку отбрасывать факты, не угодные лидирующей идеологии;

2) в 60-70-е гг. в науку о физическом воспитании стала с трудом проникать математическая статистика, поэтому большинство специалистов, сформировавшихся в 50-60 гг., так и не научились ею корректно пользоваться, а именно, корректно выполнять обобщения от выборочных данных к генеральной совокупности.

Обратимся теперь к статье Ю.В. Верхошанского (в № 1 этого журнала за 1998г.). Из ее контекста нетрудно заметить, что он и, как он думает, иностранные коллеги находят в работе Л. П. Матвеева недостатки:

- ТСТ , в частности теория периодизации спортивной тренировки, не обладает свойством всеобщности, поскольку не согласуется с практикой подготовки высококвалифицированных спортсменов 80-90-е гг. в спортивных играх, тяжелой атлетике, скоростно-сило-вых видах спорта и многих других;

- ТСТ была построена на экспериментальных фактах 50-60-х гг. и уже поэтому не может рассматриваться адекватной в новых условиях нашего времени, при изменении режима питания, методическом обеспечении контроля, тренировки и процессов восстановления, например фармакологического обеспечения;

- ТСТ не учитывает фактического материала, накопленного в смежных науках, например в биологии спорта. Этот недостаток рассмотрим в следующем разделе.

Таким образом, ТСТ, возникшая в 50-60-е гг., впитала в себя недостатки развития науки в нашей стране того периода: игнорирование неугодного фактического материала, выполнение обобщений, выходящих за пределы генеральной совокупности наблюдаемых объектов, и продолжает сохранять их до настоящего времени.

(Продолжение следует)

Прикрепления: 7027464.gif (9.9 Kb)


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:39:01 | Сообщение # 9
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 1)
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Переходный этап развития теории спортивной тренировки. Понимание того, что эмпирическая наука не может вскрыть сущность изучаемых явлений, пришло еще в начале XX века. Например, Ф. Энгельс рассматривал ситуацию, возникшую в то время в науке об электричестве, а А. Эйнштейн эту точку зрения определил как величайшее открытие XX века. В теоретической физике эмпиризм был преодолен еще в начале века, и этому способствовало проникновению в нее дифференциальных уравнений - математики, способной описывать как состояние вещества, так и его движение в среде. В ТСТ, как и во многих других науках, о теоретическом этапе развития науки лишь догадываются. Реальная методологическая основа теоретического подхода к изучению объектов появилась в 80-90-е гг. и нашла свое ясное отражение в последнем учебнике философии для вузов [2]. Однако биология спорта получила ускорение с развитием электроники, кибернетики в 60-70-е гг., появились методы прямого измерения состояния внутренних структур организма (метод биопсии, ядерного магнитного резонанса, ультразвукового сканирования). Для большинства специалистов стало очевидным, что неиспользование огромного фактического материала по биологии спорта является "преступлением" перед наукой. Проблема заключалась лишь в том, как воспользоваться этой возможностью. В 80-е годы прямых науковедческих методологических указаний еще не было, поэтому исследователи пытались соединить эмпирическую ТСТ со знаниями из биологии спорта в меру обыденного сознания (здравого, не научного смысла). Наиболее интенсивно в этом направлении работали Ю.В.Вер-хошанский [3], Н.И. Волков, В.Н. Платонов [10] и большинство коллег капиталистического зарубежья [13]. Для большинства работ этого периода характерна логическая непоследовательность. В рамках одной монографии [10] приводятся сведения теоретического характера, построенные на знании деятельности каких-то функциональных систем организма, и эмпирического характера, например описание методов построения спортивной тренировки квалифицированными спортсменами, без какого-либо объяснения причин, вызывающих тот или иной способ планирования нагрузок. Несомненным достоинством таких публикаций является то, что они знакомят читателя с современными достижениями наук, имеющих связь с физической культурой.

Таким образом, с начала 80-х гг. начались поиски теоретического объяснения обнаруженных эмпирических закономерностей построения спортивной тренировки, основой этому послужил огромный фактический материал по биологии спорта, однако отсутствие четкого методологического алгоритма построения теории затормозило процесс создания развитой ТСТ.

Теоретический этап развития теории спортивной тренировки. Теоретическая стадия развития науки (любого конкретного исследования) включает следующие этапы:

1) построение модели объекта. Вот на этом этапе и требуется применение известных в науке фактов о строении объекта моделирования и закономерных связях между элементами модели. Укажем читателю (в частности, Л.П. Матвееву), что при построении математических моделей, имитирующих срочную и долговременную адаптацию [12] в клетках организма человека, нами использовались большинство сведений, изложенных в учебниках и монографиях по спортивной биохимии и физиологии человека. Это и есть эмпирический базис для построения модели. Разумеется, он необозримо богаче фактического материала, на который опирается эмпирическая ТСТ Л.П. Матвеева, поскольку используются знания не отдельного ученого или небольшой группы, а приобретенные совокупностью ученых всего мира, работающих в области математики и биологии спорта. Модели строятся в виде систем, с учетом принципа природной специфичности, поэтому только на теоретической стадии развития науки в полной мере и корректно используется системный подход, если в качестве элементов используются не слова, не фантастические объекты, а образы материальных образований, имеющих место в реальном мире - организме человека;

2) исследование модели с целью определения ее адекватности изучаемому объекту (идентификация модели);

3) предсказание с помощью модели новых явлений, выбор наиболее рациональных вариантов решения практических задач;

4) экспериментальная проверка следствий концептуального (умозрительного) или математического моделирования.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:52:40 | Сообщение # 10
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 2)
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Реализация такой логики исследования приводит в ТСТ к разработке средств и методов, которые невозможно наблюдать в практической работе тренеров. Средства и методы подготовки спортсмена рождаются чисто теоретически, а критерием истинности предложенной тренировки выступает практика, лучше в виде четко поставленного эксперимента с однозначным ответом на поставленный вопрос, либо результат проведенного тренировочного процесса. Исследователь, который начинает придерживаться такой логики, начинает создавать теорию изучаемого объекта и его преобразования при заданных условиях, создает развитую науку. Очевидно, что не все разделы ТСТ могут быть сейчас изучены в соответствии с логикой развитой науки. Наиболее подходящим предметом для построения теории является теория физической подготовки, в меньшей степени - теория технической подготовки, а для теории тактической и психической подготовки пока еще не найдены даже подходы.

Практика применения развитой теории спортивной тренировки. В настоящее время наиболее полно разработана теория физической подготовки [12]. Поэтому в настоящее время имеется практика применения развитой (ТФП). Приведем два эксперимента.

Эксперимент 1. В ранее опубликованных работах [12] были проведены исследования способности студентов, аспирантов, тренеров высшей квалификации к планированию тренировочного процесса. В качестве объекта выбирался легкоатлет 1-2-го разряда. Ставилась цель добиться улучшения спортивного результата в беге либо на 100 м, либо на 800 м, либо на 10000 м. Уже попытка отразить ход мышления при построении микроцикла показала, что ни один из многих сотен специалистов не способен к теоретическому мышлению, не может ответить на вопросы, почему в данный день тренировки выбираются определенная интенсивность и объем нагрузки. Отсутствие такой способности вполне объяснимо, просто в главном учебнике "Теория и методика физической культуры" [8] нет моделей организма человека, нет вывода средств, методов и планирования физической подготовки с опорой на эту модель, т.е. на биохимию и физиологию человека, нет междисциплинарного синтеза, нет развитой теории. По такому учебнику невозможно научиться теоретическому мышлению, поскольку там его просто нет. Имеется лишь формально-логическое мышление, связанное с теоретической стороной эмпирической стадии развития науки: группировка, систематизация, классификация, определение общих эмпирических правил и принципов. На базе такой информации можно копировать устоявшиеся схемы, что вполне подходит для начинающих спортсменов, но мыслительная, творческая деятельность невозможна, а это необходимо при подготовке спортсменов высшей квалификации.

Эксперимент 2. Очень часто ученому задают вопросы: Кого подготовил? Как тренироваться? Первый вопрос просто глупый, поскольку каждый должен заниматься своим делом. На второй вопрос ученый, знающий ТСТ, должен дать ответ. Мне пришлось в одной зарубежной стране протестировать спортсмена - бегуна на длинные дистанции. В результате тестирования оказалось, что бегун имеет в основном окислительные мышечные волокна мышц ног и относительно низкий ударный объем сердца на пульсе 170 уд/мин. Руководством была поставлена задача - повысить спортивный результат на 10-20 с за 1 год тренировки в беге на длинные дистанции.

Спортивная тренировка - это комплексный процесс, требующий учета всех сторон подготовки. В данном конкретном случае в ходе контроля было выяснено следующее:

1) в области психологической подготовленности: очень высокая мотивация (выплачивается зарплата), готовность выполнить любые тренировочные задания;

2) в области технической подготовленности: педагогическое наблюдение показало, что спортсмен не имеет сколько-нибудь существенных погрешностей в технике бега;

3) в области тактической подготовленности:

спортсмен хорошо знает, что необходимо равномерно распределять силы по дистанции, выбирать скорость бега в соответствии с уровнем подготовленности;

4) в области физической подготовленности: судя по первому тестированию (см. табл.), имеется резерв для повышения скорости бега за счет большего потребления кислорода мышцами ног.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:55:09 | Сообщение # 11
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 3)
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Результаты тестирования бегуна на длинные дистанции К.З. (17 лет, масса 51 кг, длина тела 170 см)Характеристики 1 2 3 4
Дата обследования 27.11 11.12 18.01 14.02
МПК, л/мин 2,95 2,73 2,94 3,06
Относительное МПК, мл/кг/мин 56,71 52,54 56,48 60,00
Ударный объем сердца при ЧСС 170уд/мл 115 109 115 115
Потребление кислорода на АеП, л/мин 1,5 1,8 2,0 2,3
Потребление кислорода на АнП, л/мин 1,9 1,9 2,3 2,6
ЧСС АеП 149 160 170 175
ЧСС АнП 165 168 175 186
Окислительные мышечные волокона, % 68 75 85 90
Гликолитические мышечные волокона, % 32 24 15 10
Прыжок в длину с места, см 2,25 2,30 2,37 2,54
Пятерной прыжок с ноги на ногу с места, см 12,20 12,40 12,95 13,50
Скорость бега при ЧСС 170 уд/мин, м/с 3,1 3,3 3,4 3,8
Скорость бега при ЧСС 195 уд/мин, м/с 4,5 4,6 4,85 5,00

Таким образом, на первый план вышла проблема физической подготовки бегуна. В контексте данной статьи важно показать ход теоретических рассуждении при построении микроцикла подготовки спортсмена.

Теоретическая разработка микроцикла подготовки бегуна с целью полной реализации возможностей кардио-респираторной системы, т.е. повышения потребления кислорода мышцами ног на уровне аэробного и анаэробного порогов, заключалась в следующем.

Воскресенье. Выступление в соревнованиях (коммерческий старт) или прикидка на дистанцию 5-10 км . Установка на соревнование - бег выполнять на уровне скорости АнП с финишным ускорением не более 100 м . В этом случае активны медленные или окислительные мышечные волокна (ОМВ) и часть гликолитических мышечных волокон (ГМВ), именно они в этот день получают необходимую нагрузку - активизируется деятельность митохондрий в аэробных условиях функционирования всего организма, что дает стимул для их синтеза. Нагрузка : интенсивность (И) = 30% максимальной алактатной мощности (МАМ), продолжительность (П) = 15-30 мин.

Понедельник. Стресс, вызванный соревнованием, вызывает выход в кровь большого количества гормонов. Они удерживаются в тканях 2-3 суток. Поэтому в этот день выполняются спринтерские упражнения. Длина отрезка для ускорения - 20-30 м. Серия: ускорение выполняется 5 раз с интервалом отдыха 45-60 с, затем отдых 10-20 мин - и серия повторяется. Всего серий 2-4. Нагрузка: средняя интенсивность упражнения И=40% МАМ, П=4-6 мин полезного времени. Упражнения, выполняемые с такой интенсивностью, требуют рекрутирования всех мышечных волокон, следовательно, активно функционируют как окислительные, так и гликолитические мышечные волокна. ОМВ от такой тренировки не могут измениться, а в во всех ГМВ создаются условия (волокно активно, митохондрии активно функционируют в относительно аэробных условиях) для синтеза новых митохондрии. В конце тренировки или вечером выполняются силовые упражнения на основные для бегуна мышцы в стато-динамическом режиме (до боли в мышцах) с 1-2 подходами к каждой мышце на силовых тренажерах. Нагрузка : И=80%, П=1 мин.

Вторник. Повторяется тренировка понедельника, только вместо спринта выполнялись многоскоки на холм, по 10-20 отталкивании.

Среда. Интервальная тренировка 10-20 раз по 400 м с соревновательной скоростью, интервал отдыха до ЧСС 120 уд/мин. Цель - гипертрофия миокарда (ЧСС в конце 400 м - 185-195 уд/ мин), совершенствование техники бега, поддержание процесса синтеза митохондрии в ГМВ. В этот же день определяется скорость бега с ЧСС 170 и 195 уд/мин.

Нагрузка : И=40%, П= 15-30 мин.

Вечером в тренажерном зале выполняется силовая тренировка развивающего характера, т.е. каждую мышечную группу спортсмен упражнял 4-9 раз. Нагрузка: И=80%, П=5-8 мин.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Суббота, 04.10.2008, 02:59:08 | Сообщение # 12
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 4)
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Четверг. Повторяется тренировка вторника.

Пятница. Повторяется тренировка понедельника.

Суббота. Подготовка к соревнованию (настройка, бег с соревновательной скоростью 3-5 раз по 400 м).

Таким образом, в рамках микроцикла выполняется одна развивающая тренировка для ОМВ мышц ног, что должно привести к росту количества миофибрилл в ОМВ и разрастанию вокруг новых миофибрилл новых митохондрии.

Следовательно, должны изменяться показатели АэП. Регулярная активация ГМВ должна была способствовать превращению ГМВ в ОМВ. Применение четыре раза в неделю силовой тонизирующей тренировки вызывало выход гормонов в кровь, а значит, ускорение процессов синтеза органелл в клетках организма.

Заметим также, что итогом подготовки было участие в полумарафоне. Поэтому спортсмен выполнил в последние четыре воскресенья тренировки для увеличения запасов гликогена в мышцах. Поскольку бег на дистанцию 30 и более километров приводит к сильным разрушениям в мышечных волокнах мышц ног, спортсмен выполнил езду на велосипеде с ЧСС 150-170 уд/мин по 1,5-3 часа. Это гарантировало достаточное даже для полного марафона накопление гликогена в мышцах .

После построения микроцикла данные о нагрузках были введены в компьютерную программу [12] и было показано, что при правильном белковом питании спортсмен будет непрерывно прогрессировать, пока не исчерпает потенциальных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Из таблицы видно, что все теоретические предсказания сбылись: увеличилось потребление кислорода на уровне АэП и АнП, выросла сила (прыгать стал лучше), а самое главное, спортсмен пробежал полумарафон за 1 час 13 мин 27 с, установил национальный рекорд для спортсменов своего возраста (улучшение составило 1мин 40 с), был вторым среди всех спортсменов своей национальности.

Таким образом, понимание сути средств и методов, стимулирующих ход адаптационных перестроек в мышцах, позволило построить вариант тренировки, который не использовал ни один тренер, работающий с бегунами на длинные дистанции. Этот экспериментальный факт, другими словами, практика, доказывает корректность концептуального и математического моделирования, использованного в этом эксперименте.

Заключение. Эмпирический путь развития теории спортивной тренировки исчерпал себя еще 20-30 лет назад. Попытки преодоления эмпиризма были неудачными по причине отсутствия алгоритма построения теоретического знания в науковедческой литературе. С начала 90-х годов появился четкий алгоритм построения развитого теоретического знания, который позволил в основном построить теорию физической подготовки спортсменов с использованием математического моделирования. Полагаем, что путь создания концептуальных и математических моделей и предсказание с их помощью наиболее эффективных средств, методов и планов подготовки спортсменов является правильным. При этом не отвергается применение эмпирического подхода в случаях отсутствия достаточной информации для построения адекватных моделей объекта исследования.

12.01.98


МАВ
 
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Замечания А.Деткова по поводу статьи В.Клешнёва ...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

* * Пользовательское соглашение * RRS-лента
Copyright Kuseba Teymur & © 2007-2024 Использование гиперссылки обязательно!
Rambler's Top100 Locations of visitors to this page