Rambler's Top100
Четверг - 28.03.2024 - 22:58:25 * За`rowing` тесь! *
.:: ::.
На главную| rowing-az
Fair Play
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Модели ... обеспечения подготовки элитных спортсменов
Модели ... обеспечения подготовки элитных спортсменов
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 01:46:27 | Сообщение # 1
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов
Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

Достижение высоких результатов в современном спорте высших достижений невозможно без обеспечения качественного научно-методического обеспечения (НМО) подготовки спортсменов. Исходя из опыта работы в Австралии и Великобритании, а также отечественного опыта, можно выделить две основные модели НМО с приоритетом тренера (а) и с приоритетом научного работника. «Тренерская» модель официально продекларирована в Австралии и широко используется в Великобритании и других странах запада. В этой модели каждый тренер определяет и организует работу научных сотрудников со спортсменами. Истоки этой модели находятся в культуре западного спорта, где тренер начинал работу, как независимый любитель. «Научная» модель была разработана в Советском Союзе и была широко использована в других странах бывшего социалистического блока, прежде всего в ГДР. Эта модель послужила одной из причин выдающихся успехов этих стран в Олимпийском спорте. Истоки модели находятся в государственной организации спорта, где каждый тренер был наемным оплачиваемым работником. Кроме этих двух полярных моделей возможны различные их комбинации. Выбор конкретной модели НМО определяется имеющимися материальными и людскими ресурсами, а также культурой и традициями общества конкретной страны

Основная функция спорта в современном обществе

В настоящее время трудно переоценить значение спорта для сохранения биологической, психологической и социальной сущностей человека. Homo Sapiens, как биологический вид, сформировался в условиях жесткой конкурентной борьбы и постоянного стресса. Современные технологии, благосостояние и социальная защита снижают уровень конкуренции и стресса. Вместо активного стресса охотника и воина, эффект которого утилизируется сопутствующей физической активностью, человек сегодня испытывает пассивный психологический стресс, путями разрядки которого часто становятся алкоголизм и наркомания.

В социальном плане, сегодня слишком много соблазнов обойти самосовершенствование, ежедневный труд и твердость в решающей схватке, которые подменяются делегированием ответственности коллективу (ложный «коллективизм», “team working”). Настоящая команда всегда складывается из личностей, готовых взять ответственность на себя. Спорт является моделью честной конкурентной борьбы в условиях стресса, настоящей «командной игры», что незаменимо для воспитания активной и конструктивной личности и особенно важно для подростков в период становления личности. Подчеркнем значение для подростков именно спорта, т.е. соревнования (competition), в отличие от физической культуры (fitness), которые более актуальны для взрослого сформировавшегося человека.

Как привлечь подростка к спорту? Очевидно, что уговоры и внушения здесь малоэффективны. Пример чемпионов, звезд спорта является основным «магнитом», притягивающим подростков к занятиям спортом. Это и является основной социальной функцией спорта высших достижений (elite sport). Значение спорта будет повышаться по мере развития общества, технологий и социальной защиты.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 01:51:14 | Сообщение # 2
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 1)
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов

Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

Методология спортивной науки

Использование науки в современном спорте стало сегодня банальностью. Для чего нужна наука в спорте? Выделим основные функции прикладной науки: это инновация (Анализ – Исследование и Разработка), накопление и систематизация информации и знаний, а также функция легитимизации власти, которую раньше выполняла религия и которая заключается в придании управленческим решениям обоснованности в глазах управляемого объекта. Практическое применение последнего тезиза часто приходится наблюдать во взаимоотношениях спортсмена и тренера, когда тренер использует авторитет научного сотрудника для утверждения своих идей, а цифры и графики используются, как символы веры.
Схематично взаимодействие компонентов прикладной науки можно представить в виде пирамиды (Рисунок 1), где в основании лежит Измерение, продуктом которого является Информация. Информация может накапливаться в Базе Данных, и подвергаясь Анализу (Исследованию) на следующем уровне, превращается в Знание, которое формализуется, обобществляется, накапливается и служит основой для верхнего этажа пирамиды. Наверху пирамиды находится Разработка, в процессе которой создается технология спортивной тренировки.

Рисунок 1. Пирамидальная модель спортивной науки

Можно выделить лишь две общих методологии Исследования: статистика и моделирование (Таблица 1). В первом случае выводы делаются при сравнении различных реальных объектов (выборок), во втором – при сравнении реального объекта с абстрактной моделью. Разработка может быть также двух видов: эмпирическая (путем проб и ошибок) и теоретическая (с заранее заданным результатом на основе модели).

Таблица 1. Достоинства и недостатки методов исследования и разработки

Под результатом Разработки - Технологией понимается вся совокупность средств и методов, которые используются при подготовке спортсмена: от отбора и начального обучения – до стратегии и тактики борьбы на Олимпийских играх. Совершенная технология – это научно обоснованная система, в которой теоретический подход превалирует над эмпирическим. По сути, технология - это прикладная «тренерская» наука (coaching science на Западе), которая классифицируется у нас как «Теория и методика спортивной тренировки». Тренерская наука является объединяющим фактором, который координирует использование смежных научных дисциплин.

(Продолжение следует)

Прикрепления: 1987246.jpg (29.5 Kb) · 8829213.jpg (53.5 Kb)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 01:57:14 | Сообщение # 3
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 2)
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов

Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

История и структура спортивных систем Австралии и Великобритании

При анализе долгосрочной динамики выступления команд Австралии и Великобритании на Олимпиадах (Рисунок 2) бросается в глаза сходство паттернов: после довольно стабильного периода обе страны испытали резкий провал, после которого в каждой из стран были приняты решения на государственном уровне о поддержке элитного спорта.


Рисунок 2. Динамика выступлений команд Австралии (а) и Великобритании (б) на Олимпийских Играх с 1952 по 2004 гг.

Создание современной государственной спортивной системы в Австралии началось после сокрушительного поражения на Олимпиаде 1976 г. в Монреале, когда не было завоевано ни одной золотой медали и лишь одна бронзовая. Спортивные руководители этой страны проанализировали лучший мировой опыт, в том числе опыт Советского Союза, ГДР и других стран восточного блока. Они не стали копировать его прямо, да это было и невозможно ввиду различий в государственной системе и местной специфики. Современная австралийская модель системы спорта высших достижений доказала свою эффективность и стала образцом для подражания в других странах.

Положительным опытом организации государственного компонента индустрии спорта является австралийская модель Институтов Спорта, которые, по существу, являются конгломератом аналогичных отечественных структур:

· Спорткомитет/агентство по ФКиС (гос.управление, финансирование),

· ШВСМ/УОР (материальные и кадровые ресурсы),

· НИИФК (знания, технологии),

· Спортивный диспансер (врачебный контроль).

Объединение структур под одной крышей позволяет им более эффективно взаимодействовать между собой, уменьшить размер управленческого аппарата и повысить отдачу от государственных ресурсов. Это позволят заставить спортивную науку реально работать на достижение результатов.

В Австралии существует один большой федеральный Австралийский Институт Спорта (АИС) в столице г. Канберре и меньшие институты в каждом из восьми штатов и территорий. Австралийская модель нашла применение во многих других странах: Китае, Японии, Великобритании, Малайзии и др. Похожие центры Олимпийской подготовки созданы последние годы в США, Франции, Италии и других странах.

При всей своей эффективности австралийская модель Институтов Спорта имеет серьезные проблемы (набор и обновление тренеров и спортсменов, взаимодействие научных дисциплин), которые следует учесть и не повторять при создании аналогов.

Британская модель отличается от Австралийской следующими основными чертами:

· Спортсмены и тренеры находятся в структуре федерации по виду спорта (точнее ее отдельной организации, финансируемой государством), а научное обеспечение сосредоточено в структуре Института спорта. Обе структуры финансируются из одного государственного источника (UK Sport), а отношения между ними определяются «Сервисным соглашением» (Service level agreement). Это значительно бюрократизирует систему, порождает неразбериху и недоразумения (такие как начет НДС при переводе средств из федерации за услуги института и т.п.) и снижает эффективность системы.

· Институты Спорта Англии (ИСА), Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии не имеют своих спортсооружений и даже офисы арендуют у местных государственных спортивных организаций (Sport England и др.). Кроме того, самый большой Английский институт рассредоточен и имеет 9 отделений по стране.

(Продолжение следует)

Прикрепления: 9486302.jpg (40.8 Kb) · 7258571.jpg (38.7 Kb)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 02:01:59 | Сообщение # 4
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 3)
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов

Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

Статус элитного спортсмена в Австралии и Великобритании значительно отличается. В Австралии спортсменов, находящихся в структуре Института Спорта можно назвать настоящими «любителями»: они получают денежное содержание только на питание и проживание или не получают ничего, если обеспечиваются тем и другим. Все они совмещают тренировки с работой или учебой. Распорядок дня выглядит у них примерно следующим образом (на примере пловцов и гребцов):

6:30 – 8:30 – Первая тренировка

9:00 – 15:00 – Работа или учеба

16:00 – 19:00 – Вторая тренировка

В Великобритании с 1998 г. практически все спортсмены сборных команд являются настоящими профессионалами: они работают по контракту с федерацией, получая неплохую зарплату (в два и более раз выше, чем у учителя или секретаря). Распорядок дня спортсменов выглядит примерно следующим:

8:00 – 10:00 – Первая тренировка

11:00 – 14:00 – Вторая тренировка

Статус молодых спортсменов в обеих странах практически одинаков: все они находятся в структурах клубов, школ и университетов и не обеспечиваются систематической государственно финансовой поддержкой. Периодически федерации или институты спорта проводят компании (programs) по поиску и развитию молодых одаренных спортсменов (Talent Identification and Development), финансируют постоянных тренеров для работы с молодежью, проводят кратковременные сборы.

В обеих системах существуют специальные отделы по трудоустройству и образованию спортсменов (ACE - Athlete Career and Education в АИС и Performance Lifestyle в ИСА), которые помогают найти спортсмену подходящую работу или учебу, а также помогают более эффективно организовать распорядок дня, проживание, питание, в общем стиль жизни. Проводятся конференции по спортивному стилю жизни, издаются пособия и публикуются статьи, что говорит о попытке создать научную дисциплину в этом направлении.

Другим очень положительным австралийским опытом являются подразделения Public Relations (PR) институтов спорта, которые осуществляют следующие функции:

· Работу со спортсменами по созданию положительного образа, притягательного «имиджа» звезды спорта, который и является главным продуктом индустрии спорта и привлекает к спорту и здоровому образу жизни миллионы граждан страны. Звезды спорта обязаны уметь себя вести на спортивной арене и перед камерой, знать что сказать и как ответить на любые вопросы, петь национальный гимн на пьедестале. Они обязаны быть симпатичны, о чем тоже специально заботятся.

· Работу со средствами массовой информации по максимально полному, положительному и профессиональному освещению событий и людей олимпийского спорта.

· Работу со спонсорами и рекламодателями. Определенную долю спонсорских и рекламных доходов (20-80%) получают институты спорта, для чего со спортсменом в самом начале его карьеры заключается специальный контракт.

(Продолжение следует)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 02:05:11 | Сообщение # 5
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 4)
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов

Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

Модели НМО

Исходя из опыта Австралии и Великобритании, а также отечественного опыта, можно выделить две основные модели НМО (Рисунок 3): с приоритетом тренера (а) и с приоритетом научного работника (б).

Рисунок 3. «Тренерская» (а) и «научная» (б) модели НМО подготовки элитных спортсменов

Спортивный результат в "тренерской модели" определяется целиком и полностью качествами тренера, который является создателем и хранителем тренировочной методологии.

Достоинства «тренерской» модели:

· Многообразие подходов и методик, что создает определенный средний уровень результатов. Провал одного тренера практически никак не сказывается на результатах его товарища по команде.

· Возможность привлекать лучших тренеров мира с их методологией.

Недостатки:

· Плохое взаимодействие различных научных дисциплин, каждый тренер определяет и организует работу научных сотрудников со спортсменами в меру своей образованности и опыта, роль тренерской науки недооценивается.

· Слабое сохранение и использование тренерского опыта в разработке более совершенных методов подготовки. Тренеры не заинтересованы в обмене своим положительным опытом друг с другом, поскольку являются конкурентами на внутренних соревнованиях и за место в сборной. Носителем опыта и технологии является отдельный тренер, и с его уходом этот опыт частично пропадает.

В "научной модели" научные работники организованы в комплексную научную группу (КНГ), где руководителем является специалист в тренерской науке («педагогической» в отечественных терминах). Методология подготовки определяется руководителем КНГ совместно со старшим тренером и «спускается» тренерам для исполнения. Эта модель - наиболее «индустриальная» форма организации НМО, где в идеале возможно создание «фабрики медалей».

Достоинства «научной» модели:

· Эффективное взаимодействие различных научных дисциплин, работа которых координируется руководителем КНГ.

· Преемственность и эффективное использование тренерских наработок.

Недостатки:

· Зависимость результатов всей команды от профессиональных качеств руководителя КНГ и главного тренера.

· Несовместимость с независимым, любительским статусом тренера.

Кроме этих двух полярных моделей возможны различные их комбинации. Например, при «тренерской» модели НМО отдельный выдающийся тренер может создать свою собственную КНГ и добиться высоких результатов за счет эффективного использования и координации научной поддержки. Выбор конкретной модели НМО определяется имеющимися материальными и людскими ресурсами, а также культурой и традициями общества конкретной страны.

(Продолжение следует)

Прикрепления: 0492802.jpg (19.2 Kb) · 5555630.jpg (19.6 Kb)


МАВ
 
МАВДата: Среда, 07.01.2009, 02:11:17 | Сообщение # 6
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
(Продолжение 5)
Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов

Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания

Классификация типов тренеров и научных сотрудников

Для построения модели наиболее эффективного взаимодействия тренер-ученый, полезно проанализировать, как различные тренеры используют спортивную науку.. Для простоты построим график, где ось X представляет знания тренера в спортивной науке, а ось Y – желание, амбиции использовать эти знания:


Рисунок 4. Классификация типов тренеров
Используя эту модель, можно определить четыре типа тренеров, назовем их условно: Солдафон, Трудяга, Гуру и Эксперт.




(Продолжение следует)

Прикрепления: 3462442.jpg (39.2 Kb) · 4269551.jpg (226.4 Kb) · 8933879.jpg (180.2 Kb) · 8896897.jpg (252.1 Kb) · 7497952.jpg (146.6 Kb)


МАВ
 
Форум » Общее » Информация, статьи, дискуссии о тренинге » Модели ... обеспечения подготовки элитных спортсменов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

* * Пользовательское соглашение * RRS-лента
Copyright Kuseba Teymur & © 2007-2024 Использование гиперссылки обязательно!
Rambler's Top100 Locations of visitors to this page