Модели ... обеспечения подготовки элитных спортсменов
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 01:46:27 | Сообщение # 1 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания Достижение высоких результатов в современном спорте высших достижений невозможно без обеспечения качественного научно-методического обеспечения (НМО) подготовки спортсменов. Исходя из опыта работы в Австралии и Великобритании, а также отечественного опыта, можно выделить две основные модели НМО с приоритетом тренера (а) и с приоритетом научного работника. «Тренерская» модель официально продекларирована в Австралии и широко используется в Великобритании и других странах запада. В этой модели каждый тренер определяет и организует работу научных сотрудников со спортсменами. Истоки этой модели находятся в культуре западного спорта, где тренер начинал работу, как независимый любитель. «Научная» модель была разработана в Советском Союзе и была широко использована в других странах бывшего социалистического блока, прежде всего в ГДР. Эта модель послужила одной из причин выдающихся успехов этих стран в Олимпийском спорте. Истоки модели находятся в государственной организации спорта, где каждый тренер был наемным оплачиваемым работником. Кроме этих двух полярных моделей возможны различные их комбинации. Выбор конкретной модели НМО определяется имеющимися материальными и людскими ресурсами, а также культурой и традициями общества конкретной страны Основная функция спорта в современном обществе В настоящее время трудно переоценить значение спорта для сохранения биологической, психологической и социальной сущностей человека. Homo Sapiens, как биологический вид, сформировался в условиях жесткой конкурентной борьбы и постоянного стресса. Современные технологии, благосостояние и социальная защита снижают уровень конкуренции и стресса. Вместо активного стресса охотника и воина, эффект которого утилизируется сопутствующей физической активностью, человек сегодня испытывает пассивный психологический стресс, путями разрядки которого часто становятся алкоголизм и наркомания. В социальном плане, сегодня слишком много соблазнов обойти самосовершенствование, ежедневный труд и твердость в решающей схватке, которые подменяются делегированием ответственности коллективу (ложный «коллективизм», “team working”). Настоящая команда всегда складывается из личностей, готовых взять ответственность на себя. Спорт является моделью честной конкурентной борьбы в условиях стресса, настоящей «командной игры», что незаменимо для воспитания активной и конструктивной личности и особенно важно для подростков в период становления личности. Подчеркнем значение для подростков именно спорта, т.е. соревнования (competition), в отличие от физической культуры (fitness), которые более актуальны для взрослого сформировавшегося человека. Как привлечь подростка к спорту? Очевидно, что уговоры и внушения здесь малоэффективны. Пример чемпионов, звезд спорта является основным «магнитом», притягивающим подростков к занятиям спортом. Это и является основной социальной функцией спорта высших достижений (elite sport). Значение спорта будет повышаться по мере развития общества, технологий и социальной защиты. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 01:51:14 | Сообщение # 2 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| (Продолжение 1) Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания Методология спортивной науки Использование науки в современном спорте стало сегодня банальностью. Для чего нужна наука в спорте? Выделим основные функции прикладной науки: это инновация (Анализ – Исследование и Разработка), накопление и систематизация информации и знаний, а также функция легитимизации власти, которую раньше выполняла религия и которая заключается в придании управленческим решениям обоснованности в глазах управляемого объекта. Практическое применение последнего тезиза часто приходится наблюдать во взаимоотношениях спортсмена и тренера, когда тренер использует авторитет научного сотрудника для утверждения своих идей, а цифры и графики используются, как символы веры. Схематично взаимодействие компонентов прикладной науки можно представить в виде пирамиды (Рисунок 1), где в основании лежит Измерение, продуктом которого является Информация. Информация может накапливаться в Базе Данных, и подвергаясь Анализу (Исследованию) на следующем уровне, превращается в Знание, которое формализуется, обобществляется, накапливается и служит основой для верхнего этажа пирамиды. Наверху пирамиды находится Разработка, в процессе которой создается технология спортивной тренировки. Рисунок 1. Пирамидальная модель спортивной науки Можно выделить лишь две общих методологии Исследования: статистика и моделирование (Таблица 1). В первом случае выводы делаются при сравнении различных реальных объектов (выборок), во втором – при сравнении реального объекта с абстрактной моделью. Разработка может быть также двух видов: эмпирическая (путем проб и ошибок) и теоретическая (с заранее заданным результатом на основе модели). Таблица 1. Достоинства и недостатки методов исследования и разработки Под результатом Разработки - Технологией понимается вся совокупность средств и методов, которые используются при подготовке спортсмена: от отбора и начального обучения – до стратегии и тактики борьбы на Олимпийских играх. Совершенная технология – это научно обоснованная система, в которой теоретический подход превалирует над эмпирическим. По сути, технология - это прикладная «тренерская» наука (coaching science на Западе), которая классифицируется у нас как «Теория и методика спортивной тренировки». Тренерская наука является объединяющим фактором, который координирует использование смежных научных дисциплин. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 01:57:14 | Сообщение # 3 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| (Продолжение 2) Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания История и структура спортивных систем Австралии и Великобритании При анализе долгосрочной динамики выступления команд Австралии и Великобритании на Олимпиадах (Рисунок 2) бросается в глаза сходство паттернов: после довольно стабильного периода обе страны испытали резкий провал, после которого в каждой из стран были приняты решения на государственном уровне о поддержке элитного спорта. Рисунок 2. Динамика выступлений команд Австралии (а) и Великобритании (б) на Олимпийских Играх с 1952 по 2004 гг. Создание современной государственной спортивной системы в Австралии началось после сокрушительного поражения на Олимпиаде 1976 г. в Монреале, когда не было завоевано ни одной золотой медали и лишь одна бронзовая. Спортивные руководители этой страны проанализировали лучший мировой опыт, в том числе опыт Советского Союза, ГДР и других стран восточного блока. Они не стали копировать его прямо, да это было и невозможно ввиду различий в государственной системе и местной специфики. Современная австралийская модель системы спорта высших достижений доказала свою эффективность и стала образцом для подражания в других странах. Положительным опытом организации государственного компонента индустрии спорта является австралийская модель Институтов Спорта, которые, по существу, являются конгломератом аналогичных отечественных структур: · Спорткомитет/агентство по ФКиС (гос.управление, финансирование), · ШВСМ/УОР (материальные и кадровые ресурсы), · НИИФК (знания, технологии), · Спортивный диспансер (врачебный контроль). Объединение структур под одной крышей позволяет им более эффективно взаимодействовать между собой, уменьшить размер управленческого аппарата и повысить отдачу от государственных ресурсов. Это позволят заставить спортивную науку реально работать на достижение результатов. В Австралии существует один большой федеральный Австралийский Институт Спорта (АИС) в столице г. Канберре и меньшие институты в каждом из восьми штатов и территорий. Австралийская модель нашла применение во многих других странах: Китае, Японии, Великобритании, Малайзии и др. Похожие центры Олимпийской подготовки созданы последние годы в США, Франции, Италии и других странах. При всей своей эффективности австралийская модель Институтов Спорта имеет серьезные проблемы (набор и обновление тренеров и спортсменов, взаимодействие научных дисциплин), которые следует учесть и не повторять при создании аналогов. Британская модель отличается от Австралийской следующими основными чертами: · Спортсмены и тренеры находятся в структуре федерации по виду спорта (точнее ее отдельной организации, финансируемой государством), а научное обеспечение сосредоточено в структуре Института спорта. Обе структуры финансируются из одного государственного источника (UK Sport), а отношения между ними определяются «Сервисным соглашением» (Service level agreement). Это значительно бюрократизирует систему, порождает неразбериху и недоразумения (такие как начет НДС при переводе средств из федерации за услуги института и т.п.) и снижает эффективность системы. · Институты Спорта Англии (ИСА), Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии не имеют своих спортсооружений и даже офисы арендуют у местных государственных спортивных организаций (Sport England и др.). Кроме того, самый большой Английский институт рассредоточен и имеет 9 отделений по стране. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 02:01:59 | Сообщение # 4 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| (Продолжение 3) Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания Статус элитного спортсмена в Австралии и Великобритании значительно отличается. В Австралии спортсменов, находящихся в структуре Института Спорта можно назвать настоящими «любителями»: они получают денежное содержание только на питание и проживание или не получают ничего, если обеспечиваются тем и другим. Все они совмещают тренировки с работой или учебой. Распорядок дня выглядит у них примерно следующим образом (на примере пловцов и гребцов): 6:30 – 8:30 – Первая тренировка 9:00 – 15:00 – Работа или учеба 16:00 – 19:00 – Вторая тренировка В Великобритании с 1998 г. практически все спортсмены сборных команд являются настоящими профессионалами: они работают по контракту с федерацией, получая неплохую зарплату (в два и более раз выше, чем у учителя или секретаря). Распорядок дня спортсменов выглядит примерно следующим: 8:00 – 10:00 – Первая тренировка 11:00 – 14:00 – Вторая тренировка Статус молодых спортсменов в обеих странах практически одинаков: все они находятся в структурах клубов, школ и университетов и не обеспечиваются систематической государственно финансовой поддержкой. Периодически федерации или институты спорта проводят компании (programs) по поиску и развитию молодых одаренных спортсменов (Talent Identification and Development), финансируют постоянных тренеров для работы с молодежью, проводят кратковременные сборы. В обеих системах существуют специальные отделы по трудоустройству и образованию спортсменов (ACE - Athlete Career and Education в АИС и Performance Lifestyle в ИСА), которые помогают найти спортсмену подходящую работу или учебу, а также помогают более эффективно организовать распорядок дня, проживание, питание, в общем стиль жизни. Проводятся конференции по спортивному стилю жизни, издаются пособия и публикуются статьи, что говорит о попытке создать научную дисциплину в этом направлении. Другим очень положительным австралийским опытом являются подразделения Public Relations (PR) институтов спорта, которые осуществляют следующие функции: · Работу со спортсменами по созданию положительного образа, притягательного «имиджа» звезды спорта, который и является главным продуктом индустрии спорта и привлекает к спорту и здоровому образу жизни миллионы граждан страны. Звезды спорта обязаны уметь себя вести на спортивной арене и перед камерой, знать что сказать и как ответить на любые вопросы, петь национальный гимн на пьедестале. Они обязаны быть симпатичны, о чем тоже специально заботятся. · Работу со средствами массовой информации по максимально полному, положительному и профессиональному освещению событий и людей олимпийского спорта. · Работу со спонсорами и рекламодателями. Определенную долю спонсорских и рекламных доходов (20-80%) получают институты спорта, для чего со спортсменом в самом начале его карьеры заключается специальный контракт. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 02:05:11 | Сообщение # 5 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| (Продолжение 4) Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания Модели НМО Исходя из опыта Австралии и Великобритании, а также отечественного опыта, можно выделить две основные модели НМО (Рисунок 3): с приоритетом тренера (а) и с приоритетом научного работника (б). Рисунок 3. «Тренерская» (а) и «научная» (б) модели НМО подготовки элитных спортсменов Спортивный результат в "тренерской модели" определяется целиком и полностью качествами тренера, который является создателем и хранителем тренировочной методологии. Достоинства «тренерской» модели: · Многообразие подходов и методик, что создает определенный средний уровень результатов. Провал одного тренера практически никак не сказывается на результатах его товарища по команде. · Возможность привлекать лучших тренеров мира с их методологией. Недостатки: · Плохое взаимодействие различных научных дисциплин, каждый тренер определяет и организует работу научных сотрудников со спортсменами в меру своей образованности и опыта, роль тренерской науки недооценивается. · Слабое сохранение и использование тренерского опыта в разработке более совершенных методов подготовки. Тренеры не заинтересованы в обмене своим положительным опытом друг с другом, поскольку являются конкурентами на внутренних соревнованиях и за место в сборной. Носителем опыта и технологии является отдельный тренер, и с его уходом этот опыт частично пропадает. В "научной модели" научные работники организованы в комплексную научную группу (КНГ), где руководителем является специалист в тренерской науке («педагогической» в отечественных терминах). Методология подготовки определяется руководителем КНГ совместно со старшим тренером и «спускается» тренерам для исполнения. Эта модель - наиболее «индустриальная» форма организации НМО, где в идеале возможно создание «фабрики медалей». Достоинства «научной» модели: · Эффективное взаимодействие различных научных дисциплин, работа которых координируется руководителем КНГ. · Преемственность и эффективное использование тренерских наработок. Недостатки: · Зависимость результатов всей команды от профессиональных качеств руководителя КНГ и главного тренера. · Несовместимость с независимым, любительским статусом тренера. Кроме этих двух полярных моделей возможны различные их комбинации. Например, при «тренерской» модели НМО отдельный выдающийся тренер может создать свою собственную КНГ и добиться высоких результатов за счет эффективного использования и координации научной поддержки. Выбор конкретной модели НМО определяется имеющимися материальными и людскими ресурсами, а также культурой и традициями общества конкретной страны. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
МАВ | Дата: Среда, 07.01.2009, 02:11:17 | Сообщение # 6 |
Создатель и разработчик
Группа: Администраторы
Сообщений: 1746
Репутация: 10000
Статус: Нет на сайте
| (Продолжение 5) Модели научно-методического обеспечения подготовки элитных спортсменов Клешнев В.В. Английский Институт Спорта Лондон, Великобритания Классификация типов тренеров и научных сотрудников Для построения модели наиболее эффективного взаимодействия тренер-ученый, полезно проанализировать, как различные тренеры используют спортивную науку.. Для простоты построим график, где ось X представляет знания тренера в спортивной науке, а ось Y – желание, амбиции использовать эти знания: Рисунок 4. Классификация типов тренеров Используя эту модель, можно определить четыре типа тренеров, назовем их условно: Солдафон, Трудяга, Гуру и Эксперт. (Продолжение следует)
МАВ
|
|
| |
|