Р. Даугс, Э. Эмрих, X. Игель (статья) "Дети и молодежь в спорте высших достижений" (данные немецких ученых) Научная стаья 7 стр.
В результате исследований, проведенных В. Хольманом (Кёльн), было установлено, что в раннем детстве упражнения и тренировки, используемые, как это наблюдается, к примеру, в женской художественной гимнастике, уже в возрасте 12-13 лет приводят к оптимальному проявлению спортивно-специфической координации. Гибкость достигает своих максимальных величин в предпубертате, до начала пубертатного периода. По В. Хольману, часто повторяющиеся максимальные нагрузки на гибкость опасны для здоровья. Статическая сила, а также быстрота достигают своих максимальных величин до пубертатного периода. Однако при отсутствии патологии в этом случае нет противопоказаний против тренировок на результат. Способность к проявлениям выносливости достигает своих наивысших величин также до наступления пубертатного периода. При этом наблюдается положительная корреляция между максимальным потреблением кислорода и величиной сердца. С врачебной точки зрения В. Хольман указывает на опасность раннего остеопороза. Он настаивает на безусловной необходимости предварительных спортивно-медицинских исследований перед началом спортивной подготовки, ориентированной на результат.
В. Групе (Тюбинген) считает, что ориентированная на результат деятельность содержит в себе и шансы, и риск. Для того чтобы предотвратить раннее участие детей в спорте высших достижений, с педагогической точки зрения должна вестись длительная специальная подготовка спортивно одаренных детей, и лишь в более позднем, юношеском, возрасте спортсмены и спортсменки могут самостоятельно определяться и быть ответственными за свой выбор.
Гебауэр (Берлин) рассматривает проблемы тех спортивных видов и дисциплин, в которых абсолютно высшие достижения приходятся уже на детский или юношеский возраст и в которых карьера во взрослом возрасте продолжается крайне редко. Речь здесь идет прежде всего о художественных видах спорта, в которых специфически понятые формы квазиженственности выступают как главная проблема. При этом речь идет не только о детях, но прежде всего об общности детей и взрослых, о тесной взаимосвязи отношений, в которых они находятся, и специфической интерпретации детства как социума.
Гебауэр констатирует, что специфическим ядром детского спорта высших достижений является эгоцентризм спортивных учреждений, который подкрепляется идеологической защитой тренеров, функционеров и судей.
Мейнберг (Кёльн) аргументирует необходимость принятия во внимание этического компонента в детском спорте высших достижений. Он наметил приближенные к жизни педагогические элементы будущей тренерской этики и потребовал соблюдения их спортивными организациями, связанными с детским спортом высших достижений. Тренеры, по его мнению, нуждаются в совершенно другой педагогике спорта, а на практике чаще всего доминируют критерии оценки, ориентированные только на спортивный успех.
Резюмируя представленные в данном обзоре материалы, можно сделать следующие выводы:
1. В германской спортивной науке обнаружилось перемещение интересов от изучения медицинских и научно-тренировочных проблем к социологическим, психологическим и педагогическим аспектам подготовки спортивных резервов.
2. Изучение вопросов поиска талантов и содействия их развитию вызывает большой интерес.
3. Новые исследования указывают на скрытую опасность в отношении этических и моральных аспектов спорта высших достижений среди детей и молодежи.
4. Эти аспекты представляются, однако, как национально-специфические проблемы, которые весьма неодинаково обсуждаются в различных странах.
5. Лишь в незначительном числе случаев существует содержательное или структурное единство между интересами спортивных организаций и научно-спортивными учреждениями.