СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ "ТРИАДА" И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Ткачук А.П., з.м.с., к.п.н.,
Лосавио Г.С., засл.тр.СССР, к.т.н
В основу методики адаптивной тренировки (под условным названием "Триада") положен принцип трехкратного повторения упражнений заданной длительности и интенсивности не только в ходе одного тренировочного занятия, но и три дня подряд. Этим, по предположению авторов методики к концу каждой "Триады" должен достигаться эффект "устойчивой адаптационной реакции" на действующий раздражитель (стимул), которым в нашем случае является тренировочная нагрузка. Проявляется эта новая степень адаптированности* в достоверном снижении к 3-му дню ЧСС (на 5-7 уд./мин.) и ощущений субъективной тяжести работы в сравнении с 1 и 2 днями "Триады".
"Триадный" методический подход был впервые предложен и с успехом опробован в системе подготовки элитных гребцов в начале 70-х годов засл. тренером СССР, к.т.н. Лосавио Г.С., являвшимся, в силу занятости по основной работе, "лучшим тренером-любителем среди профессионалов". Его воспитанниками являются олимпийский чемпион в двойке парной 1964 г (Токио) Борис Дубровский и группа заслуженных мастеров спорта и МСМК.
При формулировании изложенных в первых абзацах работы (доклада) принципов тренировки Г.С. Лосавио исходил отнюдь не из широко известных ныне положений теории адаптации. Я считаю, что моего последнего учителя в спорте посетило в тот миг прозрение, гениальное в своей простоте.
Все мы знаем наш фольклор, где каждому персонажу сказки или былины для достижения успеха всегда предоставлялись "Три попытки: лишь с третьего удара отлетела голова Змея Горыныча, третья стрела приносила удачу в виде Царевны-лягушки, на третий "заброс" невода в него попадала Золотая рыбка.
Нет сомнений, что под всем этим есть прочная "психофизическая" основа, примеченная народом в незапамятные времена.
И лишь в построении тренировочного процесса эта народная мудрость почему-то не принималась во внимание.
Если исходить из того предположения, что каждая отдельная тренировка - это попытка развить определенное физическое качество, умение, то естественно было бы дать спортсмену как минимум три таких "попытки" для приспособления, закрепления "привычки" к этому упражнению на протяжении трех дней. На современном языке это обозначается самым "модным" ныне термином - "адаптация".
Тренер же, зачастую делает все для того, чтобы не дать организму своих подопечных адаптироваться, предъявляя ему новые и новые задачи. Проистекает такой "алогичный" стиль деятельности из непонимания истинных физиологических механизмов адаптации и сути собственно адаптационных изменений в ответ на различные по качеству и силе воздействия нагрузки.
И далее (там же): " В результате использования в тренировочном занятии, микро-, мезо- и макроциклах разнонаправленных тренировочных нагрузок о долговременной адаптации можно говорить лишь как о процессе с постоянно меняющимся вектором, но ни в коем случае не как о свершившемся факте адаптации".
Прочность навыка, стабильность, высокий уровень работоспособности достигается предложенным нами способом гораздо проще и увереннее, без суеты, присущей стремлению "выйти на пик спортивной формы" (как правило, не достигаемый) к конкретной дате. Не лучше ли создать "плато высокой работоспособности" и с него, как альпинистам из базового лагеря, "штурмовать" необходимый для победы результат в главных стартах соревновательного периода?
Ведь создание такого "плато" - это "фундамент успеха! А где вы видели, чтобы фундамент строился из тех же кирпичей, что и стены? Поэтому, исходя теперь уже из "строительных" аналогий, можно заключить, что переход на "крупноблочные" элементы ("Триадный подход") в период планомерного воспитания конкретного физического качества в системе подготовки элитных спортсменов логически оправдан. Сопровождающие этот процесс перестройки в организме спортсмена хорошо изучены на всех уровнях от клеточного до организменного и т.д.
Как же достигается подобная цель, например, в академической гребле?
Одной из выигрышных сторон предложенного к реализации в системе подготовки квалифицированных спортсменов в видах спорта с циклическим характером деятельности методического подхода является то, что он не требует никаких "революций" и разрушения стройной системы спортивной тренировки, создававшейся и совершенствуемой в течении нескольких десятилетий.
В наиболее популярном недельном (7-дневном) микроцикле хорошо укладываются по две триады, после чего дается день активного отдыха с переключением на другие (не недоевшие) виды двигательной деятельности. Пассивный отдых, как давно установлено, менее эффективен.
(Продолжение следует)