Валерий Клешнев, к.п.н., с.н.с. Австралийский Институт Спорта 1 Введение На протяжении последних десятилетий многие гребцы, их тренеры и даже спортивные ученые стали верить, что «продвижение лодки вперед» - главная задача в гребле. Вот цитата из учебника Гребной спорт (1, с. 89) : «Цель всех действий спортсмена за время проводки состоит в том, чтобы придать лодке возможно большее ускорение». В различных публикациях и в устных высказываниях часто можно слышать такие производные этой концепции, как: • Гребцы должны протягивать рукоятку на гребке как можно сильнее, а упираться в подножку как можно меньше, т.к. сила на рукоятке двигает лодку вперед, а сила на подножке - назад. • Подтягивание подножки на подготовке - двигает лодку вперед и полезно для увеличения ее скорости. Некоторые «ученые» даже подводят под это «научное» обоснование, заявляя, что гребец генерирует «пропульсивную мощность» не только на гребке, но и подготовке (3). Относится это не только к российским специалистам гребли, но, пожалуй даже в большей степени, в зарубежным. Иногда дело доходило даже до курьеза: некоторые предлагали измерять эту «пропульсивную силу» даже на эргометре с помощью датчиков или просто наблюдая куда скользит незакрепленный Концепт по полу: если двигается в сторону подножки - то это, мол, плохо, гребец «тормозит лодку». С первого взгляда концепция «двигай лодку» выглядит вполне логично. Действительно, гребцы сидят в лодке, а не наоборот. Следовательно, чем быстрее двигается лодка, тем быстрее двигаются и гребцы сидящие в ней. Да и на финише время и место экипажа определяется по шарику укрепленному на лодке, а не на гребцах. Поэтому, концентрация всех усилий гребца на продвижении именно лодки выглядит, как единственный способ добиться результата в гребле. |